Корнилович Владимир Адамович

 

          Кандидат социологических наук, руководитель программы «Социальная экспертиза» НП НИЦ, заместитель заведующего исследовательским отделом УИЦ Московской Федерации профсоюзов.

 

Взаимодействие культур и социальное управление в изменяющемся европейском сообществе: роль России и ЕС

 

          По случаю Всемирного дня ООН «В поддержку культурного разнообразия во имя диалога и развития», который отмечается 21 мая ежегодно с 2003 года, обсуждение политики и мер по сохранению культурного многообразия на европейском континенте, а также возможности общественных объединений по их реализации стали основной темой ЮНЕСКО и «Альянса цивилизаций» ООН.

          Стоит сразу подчеркнуть, что в риторике этих организаций произошли некоторые изменения: снова вернулась к понятиям культурного разнообразия, диалога культур, отбросив при этом понятие «мультикультурность».

          Эти изменения могут быть оценены как вполне оправданные. Усилия международных организаций последних лет, в том числе,

2008 год - Европейская Комиссия официально презентовала как «Европейский год межкультурного диалога».

На 118-й сессии Комитета министров (Страсбург, 7 мая 2008 года) министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы была утверждена «Белая книга» Европы по межкультурному диалогу. Целью инициативы Европейской комиссии являлось укрепление взаимопонимания и улучшение сосуществования людей разных культур в Европейском союзе. Основной акцент при проведении года делался на преимуществах культурного своеобразия и вместе с тем на укрепление чувства принадлежности к общей европейской культуре.

2010 год - 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила Международным годом сближения культур; Россия при этом являлась одним из инициаторов этого решения, не смогли переломить тенденцию локализации культур европейских стран.

Можно сказать больше. Практическая реализация инициатив последнего десятилетия, начиная с 2001 года, когда ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, принесла больше разочарований для стран-членов ЕС и России, чем оправдало надежды на интеграцию народов, этнокультурных групп в процессе социокультурного развития европейского континента.

          В октябре 2010 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель, по прошествии всего двух лет после провозглашения модели мультикультурности, признала полный провал попыток построить мультикультурное общество в Германии. Ранее премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер выступил с требованием ограничить иммиграцию в Германию выходцев из Турции и стран Ближнего Востока. Ислам на поверку оказался сильнее в плане «закрытости», требований жесткого следования культурным нормам и ценностям, вследствие чего Германия вынуждена применять ограничительные меры и отказаться от иллюзорной возможности взаимопроникновения культур.

Череда выступлений мигрантов во Франции, Италии и других странах раскрывает масштабность этого социального явления и ограниченность предлагаемых Европейской Комиссией, ООН мер по формированию общеевропейского культурного пространства.

Для России инициатива международных организаций обернулась дальнейшим систематическим сокращением или закрытием институтов русского языка и восточноевропейской истории в университетах стран-членов ЕС.

Относительно процессов локализации тематики литературных произведений, творческой активности в славянских странах, полагаю, будет сказано в выступлениях писателей, критиков более детально.

Данная тенденция поэтапного «сворачивания» обсуждения проблем развития славянских стран и межславянских связей может быть объяснена с позиции того, что новая политическая конфигурация Европы воспринимается как возможность трансформации славянского сообщества, проявившего тенденцию регионализации, в направлении единой европейской идентичности.

Стратегия внешнего управления социальными процессами ЕС в отношении славянских стран определяется главным образом разобщенностью исторических судеб славянства, его культурной разрозненностью и сравнительно низким уровнем развития общеславянского самосознания.

Скорее всего, такой характер развития мужкультурного диалога на Европейском континенте, сотрудничества России и ЕС является результатом не точной оценки ситуации и определения ключевых элементов сотрудничества: культура и цивилизация. Понятия «культура» и «цивилизация» воспринимаются и употребляются в общественной практике как синонимы. Но введение римлянами понятий «культура» и «цивилизация» предполагало наличие разных смыслов. Культура означает «возделывание», а цивилизация обозначает отношение к государству, как «имеющийся в государстве». Таким образом, культура должна рассматриваться как качество проявленной жизнедеятельности индивидов и социальных групп, совокупность их творческих достижений. С момента их восприятия основной массой населения и включения творческих достижений в повседневную практику жизнедеятельности общества становится фактом цивилизации. Хотя культура как таковая присуща обществам и более высокого и низкого уровня развития, нам следует признать, что культура будет основанием последнего, а цивилизация как тип преобразовательного мышления и поведения будет характеристикой более развитого общества. Цивилизация – это, если можно так сказать «рыхлое» образование, культура – жестко организует общество. Поэтому при взаимодействии жесткое всегда свободно пронизывает рыхлое, может разрушить его, оставаясь невредимым. Результаты – долговременный упадок культуры цивилизованного общества, историки приведут достаточно тому примеров.

В данном контексте проблема межкультурного диалога проявляется в стимулировании организациями ЕС процесса взаимодействия различных по характеру и сути социальных явлений: европейской цивилизации и культуры стран Ближнего Востока.

Силы, приводящие в движение социальную энергию народов, этнонауциональных групп, также имеют огромное для выбора тактики и конечных результатов, определяемых как устойчивое развитие. По заявлению Э. Хантингтона «Запад – единственная из цивилизаций, которая оказала разрушающий эффект на все остальные цивилизации»1. Простов А.Ф. обозначает проблему ««культурного варварства», которое Запад привносит в сокровищницу мировой культуры, где оружием геополитического противостояния становятся специальные информационно-психологические, финансово-экономические и договорно-правовые технологии, дающие более эффективное решение глобальных политических проблем»2. Особенности славянской модели взаимодействия с соседними народами позволяет собрать вокруг себя весь мир. Это требует целостного мировоззрения, которое дает объяснение происходящим процессам и объединяет носителей этой модели в одну группу стран, их общая социальная энергия и может привести в движение новый процесс сохранения культурного многообразия и устойчивого развития европейского континента.

Роль и значение предлагаемой Инициативы России в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте Роль и значение разработки темы "заключается в организации «Диалога цивилизаций».

Посредством неправительственной дипломатии должен состояться международный диалог о ценностях, идентичности, моделях поведения, о принципах мироустройства на основе «славянских ценностных систем». Ценностные системы славянских народов, сочетающие рациональное и эмоциональное начала, открытость к восприятию творческих достижений разных народов, позволяют объединять в социокультурном развитии большое количество наций, народностей, этнонациональных групп, синтезируя представить новые явления культуры.

Но до сих пор, модели взаимодействия, основанные на славянских ценностных системах, не являлись объектом внимания политических элит стран ЕС. Эта тема разрабатывалась в неправительственном секторе и сейчас может получить масштабное звучание.

Своевременность выдвижения инициативы в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте определяется естественным интересом Европейских стран к проблематике межкультурного сотрудничества. Ресурсом для развития предлагаемой инициативы может служить заинтересованность неправительственных организаций, научных и культурных сообществ в проведении специализированных мероприятий.

Нужно отдать должное: неправительственные организации обладают большим потенциалом для разработки конкретных социальных технологий, оригинальных мероприятий в рамках культурного обмена. Они могут создавать горизонтальные неформальные сетевые связи между различными культурными сообществами, стимулируя инновации и взаимное обогащение идеями.

По сути, предлагаемая для широкого обсуждения Инициатива России в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте создает далеко идущую основу, сочетающую стратегические общественно-значимые цели с рабочей программой, что позволяет перевести стратегические цели в функциональные рабочие задачи.

Первоочередное внимание и конкретные действия по продвижению инициативы направлено на создание условий для перехода от локального культурного развития отдельных славянских стран и наций к формированию славянского сообщества на европейском континенте. Иными словами, предлагается новый формат взаимодействия внутри Европейского Союза и между ЕС и России, в котором определяющим фактором выступает духовное и культурное единство «славянского мира».

Для реализации инициативы используется инновационные для общественной дипломатии методы – стратегическое проектирование и сетевое взаимодействие. В рабочей программе выделено три приоритетных направления:

- формирование сети НПО славянских стран, работающих в рамках единого проекта;

- стимулирование взаимодействий культурных сообществ и общественного признания значимости просветительской деятельности духовного и культурного единства «славянского мира»;

- вынесение тематики славянского этнокультурного единства за пределы славянского мира, в ведущие центры славистики Франция, Австрия, США.

Особенность проекта заключается в том, что неправительственные организации, представители бизнеса, научные и культурные сообщества могут включаться в совместные действия на любом этапе. Сетевая структура участников проекта позволяет аккумулировать организационные, людские, экспертные, материально-технические ресурсы и обеспечивает доступ к ним всем участникам проекта. Кроме того, в рамках сетевого взаимодействия появляется возможность для единовременного запуска нескольких проектов, управление которыми также осуществляется из различных точек сети.

В числе ожидаемых качественных результатов можно назвать следующие:

Научные и культурные круги славянских стран, получат публичную поддержку и стимул для развития деятельности в рамках университетских и иных центрах славистики.

Будет запущен механизм продвижения инициативы России посредством общественных объединений стран-членов ЕС.

Сформирован пул общественных деятелей, предпринимателей из стран ЕС, России, стран-участников СНГ, объединенных общими принципами работы, реализующих «славянскую модель сотрудничества», ориентированную на устойчивое развитие Европейского континента.

Посредством объединенного общественного потенциала становится возможным использование «славянской модели сотрудничества» как платформы для обсуждения за пределами славянского мира тематики международного экономического сотрудничества, постконфликтного урегулирования, переходного законодательства и других актуальных проблем международного сотрудничества.

Выражаю глубокую уверенность, что общее культурное наследие славянских народов может и должно и далее играть ключевую роль в формировании общей культурной идентичности посредством положительных обменов, способствующих устойчивому развитию европейского континента.

Стоит упомянуть, что в 2010 году НП «Неправительственный инновационный центр» в рамках представлеемой инициативы уже приступил к реализации одного из структурных проектов «Популярная литература – национальный ресурс формирования гражданского мировоззрения». Три события были связаны с активизацией сотрудничества писателей, литературных критиков, деятелей науки и культуры, представителей издательского бизнеса, общественных деятелей, преподавателей средних и высших учебных заведений из стран ЕС и Содружества Независимых Государств: Международный форум «Популярная литература и современный мир», Международный литературный конгресс «Мультикультурное сотрудничество и популярная литература», Международный круглый стол «Искусство и народная дипломатия» проведенного по программе Международного общественного форума «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества». Центрами этих мероприятий стали: Болгарский культурный институт, «Международный фонд славянской письменности и культуры», Дом Русского зарубежья. В этом году гостеприимно распахнул свои двери для II Международного форума Национальный культурный центр Украины в Москве.

Следует подчеркнуть практическую направленность предпринимаемых НП «НИЦ» действий – принятая в мае 2010 года «Декларация о содействии международному сотрудничеству в области популярной литературы» определяет не только принципы сотрудничества, но прежде всего предложения о действиях, которые будут предприниматься на национальном уровне, в рамках существующих неправительственных и государственных структур международного сотрудничества.

 

  1. Хантингтон Э. Цит. по Проект России. – М.: Эксмо, 2007. - С. 166.

  2 .Простов А.Ф. Политическая кибернетика: глобальное управление /А.Ф. Простов //Социальная экспертиза. – 2008. - № 2. – 10.