Синицын Андрей Тимофеевич

Член Союза писателей России, член Совета по фантастической и приключенческой литературе, член Оргкомитета Роскона, главный редактор издательства  «Международный центр фантастики».

Национальные и международные конвенты фантастов

в формате народной дипломатии


С точки зрения народной дипломатии нынешние конвенты фантастов представляют собой совершенно уникальное явление, которое позволяет не только стереть государственные границы в умах и сердцах их участников, но и улучшить имидж России в глазах всего мира.

Но для начала немного истории.

Термин «фэндом» пришёл в русский язык из английского. Его значение — объединение энтузиастов («фэнов») чего-либо, как правило, относящегося к искусству. Как и в случае западных фэндомов, исторически первые и самые большие русские фэндомы связаны с фантастикой.

В более узком, но самом распространенном, смысле фэндом — это название сообщества любителей фантастики. Таково уж свойство жанра, что именно любителей фантастики (а отнюдь не любителей детектива, женских романов и пр.).

Первые известные организованные группы любителей фантастики зародились в начале 1930-х годов в США в виде почтовых ассоциаций, члены которых обменивались письмами и самодеятельными публикациями на интересующую их тему. Отечественный фэндом зародился в 60-е годы, на фоне "оттепели". В 70-е — 80-е годы это была скорее протестная группа, сумевшая легализоваться под видом КЛФ (Клубов Любителей Фантастики) и получившая возможность во времена дефицита информации и книг свободно оными обмениваться под видом литературных дискуссий. С перестройкой фэндом видоизменился, стал аполитичным, потом было увял в связи с экономическими трудностями, но в начале 2000-х произошел ренессанс.

Традиция проведения литературных конференций по фантастике имеет долгую историю. Первая такая конференция состоялась в конце 30-х годов в США, среди ее организаторов были известные сегодня писатели-фантасты Айзек Азимов и Рэй Брэдбери. С середины 50-х годов прошлого столетия ежегодно проводятся всемирные конференции по фантастике («Worldcon»), а с 60-х годов – европейские конференции («Eurocon»).

В английском языке для обозначения конференции по фантастике обычно используется термин «convent». Слово «конвент» прижилось и в русском языке. Этот термин используется для того, чтобы подчеркнуть особенность мероприятия, его жанровую ориентацию и мультиформатный характер. Как правило, конвент включает в себя разнообразные мероприятия, посвященные не только литературе, но и кинематографу, живописи, музыке и другим родам искусства, в которых фантастика становится ведущим художественным приемом.

В 1981 году состоялась первая российская конференция по фантастике – «Аэлита», название которой позаимствовано из известного романа А.Н.Толстого. С самого начала организаторы российских конвентов не ориентировались на зарубежные стандарты проведения таких мероприятий, содержание их всегда было оригинальным, отвечало традициям российской жанровой литературы и культуры в целом.

В 1988 Киевская конференция, объединившая почти весь советский фэндом, прошла под эгидой ЦК ВЛКСМ, другие мероприятия тех лет – под патронажем Министерства Культуры (было даже создано Всесоюзное объединение КЛФ, но распад страны похоронил и министерство, и ВО).

В 90-е годы проводилось несколько регулярных конвентов – в Свердловске, под Петербургом, в Харькове и Казани. В 2001 году был создан ежегодный конвент в Москве "Роскон", быстро ставший самым популярным фантастическим мероприятием в экс-СССР. Если на первом "Росконе" присутствовало около 120 фантастов и фэнов, то на Росконе-2008, получившем статус европейской конференции(«Eurocon»), побывало около тысячи гостей.

Полтора месяца назад закончил свою работу очередной, одиннадцатый по счету «Роскон». В его шорт-лист по романам, который формируется путем голосования всех участников конференции, попали представители не только России, но и Украины, Белоруссии и Армении. Главный приз по критике завоевали харьковчане Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, а приз за лучший сборник латвийский энтузиаст Эрик Брегис. Перед нами образец народной дипломатии: нет даже намека на предпочтения по национальному признаку, как, например, происходит на музыкальном конкурсе «Евровидиние». Весь конвент проходит в обстановке единения и братства. И это не высокие слова, а констатация факта. И точно такая же атмосфера царит на крупнейшем украинском конвенте «Звездный Мост».

Как выше было сказано, в 2008 году на базе «Роскона» проводилась конференция Еврокон (право проведения завоевывается в такой-же конкурентной борьбе, как Олимпиада или Чемпионат мира по футболу). В настоящий момент Еврокон представляет собой наиболее значимое в Европе событие в области фантастики, в котором считают за честь принять участие самые известные писатели, авторы наиболее популярных романов. Достижения в европейской фантастике отмечает Европейское Общество Научной Фантастики (European Science Fiction Society, ESFS). А награждение происходит как раз на проводящихся, как правило, ежегодно конференциях Еврокон.

XXI век в европейской фантастике можно смело назвать Русским Веком. Начиная с двухтысячного года, авторы, пишущие и издающиеся преимущественно на русском языке, пять раз завоевывали звание Лучший фантаст Европы. Это Сергей Лукьяненко (2003 г.), Ник Перумов (2004 г.), Марина и Сергей Дяченко (2005 г.), Генри Лайон Олди (2006 г.), Александр Громов (2008г.) (Дяченко и Олди номинировались от Украины). Достаточно сказать, что за все предыдущие годы - а вручается подобный приз с 1972 г. - его лауреатами из отечественных авторов становились лишь братья Стругацкие. Фантасты смогли перебросить мосты между разновекторными социумами Запада и Востока с невероятным доселе успехом. В последние несколько лет произведения наших писателей-фантастов возглавляют списки книжных бестселлеров - не только фантастики, но и литературы в целом - во многих европейских странах. Причем происходит это не только в Восточной Европе, где интерес к России сохранился, несмотря на политическую конъюнктуру, но и в Западной (Германия, Швеция), где англо-американскую фантастику до нынешнего времени не мог потеснить никто и никогда.

Можно с уверенностью заявить, что отечественные фантасты реально занимаются формированием позитивного образа России за рубежом. И делают это не участвуя в пиар - компаниях, организованных на бюджетные деньги, а лишь естественным образом перенося свои мысли и чувства на бумагу.

Таким образом, можно отметить, что конвенты, как национальные, так и международные являют собой один из самых успешных форматов народной дипломатии. Приезжайте на конвент и вы убедитесь в этом сами.