Малые города – генераторы инноваций и нематериальных активов

В настоящее время мировая индустриальная экономика трансформируется во всем мире в постиндустриальную экономику глобальной конкуренции нематериальных активов, создаваемых на основе знаний.

Нематериальные активы играют важную роль в глобальной конкуренции. Они могут создаваться в малых городах и отдаленных населенных пунктах и в то же время решают главную задачу бизнеса - существенно увеличивают разницу между выручкой и затратами бизнеса. Тот, кто более успешно это делает, тот побеждает в глобальной конкуренции.

Таким образом, постиндустриальная экономика становится более удобной для малых городов, поскольку не знает  границ и размеров городов и населенных пунктов. Главное, что отличает постиндустриальную экономику от индустриальной, это темпы накопления знаний о разных видах экономической деятельности и создания на основе этих знаний компаний нового типа. Каковы условия формирования малых городов в генераторы инноваций и нематериальных активов?

1.1. Административная система каждого города должна быть ориентирована на  создание комфортных условий для населения и бизнеса, создающих интеллектуальный капитал, и высококачественное регулирования разных видов экономической деятельности по накоплению знаний, обеспечивающих развитие бизнеса любого размера. При этом, основными показателями в сфере отношений администрации и бизнеса являются издержки времени и денег для создания компаний нового типа, найма и увольнения сотрудников, обеспечения исполнения контрактов, получения кредита, а также эффективная система защиты собственности, в том числе через судебную систему.

1.2. Административная и финансовая поддержка компаний, ориентированных реализацию цепочки: историческое наследие – интеллектуальный туризм – накопление знаний. Историческое наследие в виде памятников старины создает особую энергетику для творческой работы и одновременно привлекает туристов. Интеллектуальный туризм является высшей ступенью развития туризма. Он может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный туризм дает возможность отдельным ученым и предпринимателям создавать новые знания вдали суеты большого города. Коллективный туризм предполагает проведение симпозиумов, форумов, конгрессов, конференций и других мероприятий, где идет активный обмен мнениями и создаются новые знания.

Многие крупные корпорации нового типа стремятся разместить свои центры накопления знаний именно в малых городах. Об этом свидетельствует опыт таких известных компаний, как Microsoft, Oracle, IBM.

Сейчас, эти процессы стали доступны многим малым городам вследствие развития информационных технологий и ИНТЕРНЕТ. Свободные работники создают целую сеть обслуживания корпораций – юристов, бухгалтеры, программисты, проектировщики и т.п., которые платят администрации малых городов неплохие налоги со своих доходов.

1.3. Вовлечение в развитие инфраструктуры малых городов крупных корпораций и компаний с привлечением к оценке их деятельности стандартов социальной ответственности. При этом сама инфраструктура (дороги, сети, энергетика, строительство и т.п.) может осуществляться с привлечением местных кадров, местных материалов (например, в Финляндии – это гранитная крошка, в Чили – это вулканические материалы и так далее) и с учетом местных условий. А если территории малых городов (районов) становятся транзитом федеральной инфраструктуры, то федеральный бюджет должен предусматривать отчисление в местные бюджеты за пользование землями и/или сервитутами.

Кроме этого, федеральным властям необходимо начать переход  от штучной работы с  финансовыми ресурсами к индустриальным методам программно-целевого планирования поставок ресурсов в малые города с минимальными издержками и рисками.

1.4. Формирование инфраструктуры сетевой экономики малых городов, позволит создать условия, способные принимать на свою территорию аутсорсинговые компании. Во всем мире страны, присоединяющиеся к ВТО, испытывают острую необходимость создания передовых инновационных инфраструктур для перенесения основных аутсорсинговых процессов накопления знаний на свою территорию. Если это удается, то страны поднимают свою конкурентоспособность до мирового уровня и успешно осваивают свои и чужие рынки.

Государство, заботящееся о росте конкурентоспособности своей экономики, должно  освобождать молодых предпринимателей, в особенности из малых городов, от пресса налога с целью стимулирования производства конкретной конкурентоспособной продукции с безвозмездным использованием созданной или полученной ими интеллектуальной собственности. В любом случае государство должно помогать владельцам интеллектуальной собственности в малых городах в создании компаний, занимающихся продажей коммерческих продуктов, полученных из интеллектуальной собственности, передавать на старте этой компании капитал и устанавливать удобные для владельца интеллектуальной собственности сроки возврата своих средств, вложенных в доведение интеллектуальной собственности в коммерческий продукт. В конечном счете, государство получает нового добросовестного налогоплательщика и пополнение в свой бюджет.