«Популярная литература в школе»


Введение.

Одним из основных условий укрепления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором устойчивого развития.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития общечеловеческих ценностей в средне- и долгосрочной перспективе, которое во многом определяется состоянием системы образования.

Проект  представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий и акций. Автономное развитие каждого из этих элементов может способствовать подъёму сферы образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития страны.

Сравнительные преимущества России в сфере образования и фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия (в основном за период 1920 – 1990 г.г.). Вместе с тем, в системе образования России существуют негативные тенденции: происходит  отставание российских школьников от сверстников из информационно и технологически  развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков; социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным уровням семейного дохода; произошла определённая дезинтеграция высшего образования с научно-практической деятельностью, что негативно сказалось на качестве подготовки специалистов; образование перестало играть роль "социального лифта"; снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи.

Глобальная экономика 21 века - это инновационная экономика знаний, информационных  технологий и высокотехнологичных производств. Уровень знаний выпускников общеобразовательных  учреждений должен способствовать повышению  конкурентоспособности России на мировом рынке труда. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.

Настоящий Проект может стать одним из механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики и внедрения в педагогическую практику лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

Цели и задачи проекта

Цель Проекта  состоит в обеспечении внедрения и поддержки инновационных подходов в развитии образования в России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное взаимодействие общеобразовательных средних учреждений, педагогических высших учебных заведений, общественных организаций и государственных органов власти различного уровня. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационные механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить его инновационность и инвестиционную привлекательность.

Для успешного развития Проекта решаются следующие задачи:

- развитие познавательных интересов учащихся.

- выявление наиболее талантливых учащихся в различных областях науки;

- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;

- предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;

- привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;

- реализация потребностей и интересов детей в познании мира;

- осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- выстраивание индивидуальной программы ученика;

- развитие совместной творческой деятельности;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,

- формирование мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей.

Сроки реализации проекта (2009 - 2014 гг.).

На первом этапе реализации Проекта (2009 – 2011 гг.) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития Проекта по отдельным направлениям, их апробацией.

На втором этапе (2012 - 2013 гг.) приоритет отдается осуществлению мероприятий и акций,  а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий и акций Проекта, направленное на решение задач развития Проекта.

На третьем этапе (2014 г.) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Проекта по годам.

Механизмы реализации проекта

В целях привлечения общественности к управлению Проектом Советом НП НИЦ создается Редсовет и методическая комиссия, которые формируется из специалистов в области педагогических, естественных и гуманитарных наук, представителей профильных государственных и общественных организаций, литераторов.

Редсовет осуществляет текущее управление Проектом

Основными задачами Редсовета являются: рассмотрение тематики проектных акций и мероприятий; рассмотрение материалов о ходе реализации проектных акций и мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Проекта; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Проекта и разработка предложений по их решению. Установление  регламента проведения мероприятий и акций;  формирование состава  методической комиссии.

Методическая комиссия Проекта:

- разрабатывает материалы заданий для мероприятий и акций;

- разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий всех этапов мероприятий и акций;

- представляет в Редсовет предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения мероприятий и акций; 

- публикует материалы участников мероприятий и акций.

Мероприятия  и акции по сопровождению реализации Проекта осуществляются за счет внебюджетных  средств.

Мероприятия проекта

Внеклассное изучение популярной литературы в школе.

На детей и школьников сегодня обрушивается обильный поток различной информации. Число выходящих книг составляет тысячи наименований. Молодежи, ещё не имеющей системной подготовки, трудно и практически невозможно ориентироваться в этом информационном океане.

Квалифицированная, профессиональная помощь в выборе современных авторов популярной литературы представляется сегодня не только востребованной, но и жизненно необходимой. В рамках проекта  НП НИЦ проводит встречи социально-ориентированных авторов современной популярной литературы с учащимися средних учебных заведений.

Эти встречи помогут учащимся выбрать верные ориентиры для выбора произведения для личного чтения. Они так же помогут преподавателям русского языка и литературы ориентировать, своих учеников, именно на те произведения современных авторов, которые положительно влияют на формирование гражданского мировоззрения.

Олимпиады,  викторины, конкурсы.

Основными целями и задачами конкурсы сочинений и викторин являются развитие знаний и творческих способностей у молодого поколения, повышение интеллектуальной и грамотности, популяризация о стимулирование интереса подрастающего поколения к отечественной науке, а также содействие в выявлении талантливых детей.

Олимпиады, викторины. конкурсы проводятся ежегодно в течений учебного года для учеников, интересующихся современным состоянием и будущим развитием российской науки. Принять участие в конкурсах сочинений и викторинах на добровольной основе могут обучающиеся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающие общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Оценка социальной эффективности реализации проекта

Социальная эффективность реализации Проекта определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие  приоритеты, связанные со сферой образования:

- формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;

- содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования.

Социальные эффекты реализации Проекта оцениваются по следующим направлениям:

- рост уровня грамотности чтения учащихся;

- рост уровня математической грамотности учащихся;

- рост уровня  естественнонаучной грамотности учащихся;

- развитие общественно-гражданских форм управления в системе  образования;

- развитие системы общественной экспертизы.

Ожидаемые итоги проекта

К завершающему периоду работы Проекта ожидаются следующие итоги:

- увеличение количества инновационных разработок, внедренных в образовательный процесс;

-  поступательное развитие  инновационного потенциала организаций сферы  образования;

- формирование общественного совета по рекомендации произведений современной популярной литературы для внеклассного чтения;

- расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;

- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров.


Руководитель проекта

кандидат исторических наук, доцент МГОУ                                               А.С.Клемешов