Круглый стол "Искусство и народная дипломатия"


17 декабря 2010 года в помещении Дома Русского зарубежья  по адресу: Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом.2 в рамках Международного общественного форума «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества» прошёл международный круглый стол «Искусство и народная дипломатия». Акция была организована Московским союзом общественных объединений - обществ дружбы с народами зарубежных стран (МСОД), Некоммерческим партнёрством «Неправительственный инновационный центр» (НП НИЦ),  Российской ассоциацией международного сотрудничества, Интернет-порталом Стихи.ру.. В круглом столе приняли участие представители российской и зарубежной общественности, Правительства Москвы, Россотрудничества, деятели культуры и искусства. Мероприятие проведено при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы и Россотрудничества.

0_4579c_f9eb705_L 0_457a0_ae03c4d_L 0_45802_8907117d_L

Круглый стол открылся с выступления Чрезвычайного и Полномочного Посла, доктора политических наук, профессора, Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству, Специального представителя Президента Российской Федерации по связям с государствами участниками Содружества Независимых Государств Мухаметшина Фарита Мубаракшивича. В своём выступлении Ф.М. Мухаметшин отметил важную роль деятелей искусства в развитии народной дипломатии, которая является важным фактором развития добрососедских государственных отношении. Он сообщил участникам круглого стола о новых государственных программах направленных на поддержку русского языка и соотечественников, проживающих за границей.

Следующим прозвучало выступление кандидата исторических наук, члена – корреспондента РАЕН, Директора Дома русского зарубежья им. Солженицина, заслуженного работника культуры России Москвина Виктора Александровича. Им было сказано, что Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына – уникальное учреждение. Это современный научно-культурный центр. Современный, не только с точки зрения архитектуры и технической начинки (47 систем и подсистем), но и по своей структуре. Центр включает в себя музей, архив, библиотеку, научный отдел – фактически небольшой научный институт (35 научных сотрудников), издательство, киностудию, книжный магазин. Дом русского зарубежья мог бы стать образцом для создания подобных комплексов. Дом русского зарубежья это пример многолетнего и очень плодотворного сотрудничества властей, в данном случае московского правительства, и гражданского общества.

Далее на круглом столе выступили Президент Союза монгольских обществ дружбы М.Гуррагча, Председатель Ассоциации «Италия-Россия» г.Террачина А.Дэторре, ректор Государственной академии славянской культуры А.К.Конёнкова, народный артист России Н.П.Бурляев, Председатель Федерации дружбы с Россией и странами СНГ З.Захариев (Болгария), Председатель Китайского фонда международных обменов Чжан, Президент Общества Финляндия – Россия М.Хана, Президент Ассоциации друзей Франции Ю.В.Дубинин, Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России В.Г.Бояринов, Руководитель Проекта НП НИЦ «Мультикультурное сотрудничество», кандидат социологических наук В.А Корнилович, Член Редакционного Совета НП НИЦ, руководитель секции фантастической и сказочной литературы Московской городской организации Союза писателей России А.В.Щербак - Жуков и многие другие. Все выступавшие единодушно высказались за дальнейшую активизацию контактов и связей между общественными и творческими организациями и союзами в интересах укрепления дружбы и взаимопонимания между странами и народами. Особо была подчеркнута необходимость и важность работы с молодежью, ее воспитания в духе интернационализма и подлинных нравственных и гуманистических ценностей.

По случаю 85-летия ВОКС – ССОД – Росзарубежцентра - Россотрудничества Ф.М.Мухаметшин вручил памятные знаки и почетные грамоты ряду руководителей российских и зарубежных обществ дружбы.

После перерыва Круглый стол продолжил работу. Выступил Заместитель Председателя Совета НП НИЦ В.Ю. Иванов. Он отметил, что лучшие представители популярной литературы России, ближнего и дальнего зарубежья, одновременно и представители народной дипломатии. Их произведения помогают представителям разных народов ближе узнать друг друга. Одновременно состоялось вручение общественной награды – медали «А.П.Чехов», учреждённой НП НИЦ и Центральным Домом духовного наследия общества «Знание» России при поддержке Министерства культуры России. Медаль «А.П.Чехов» вручили Заместитель Председателя Совета НП НИЦ В.Ю. Иванов и  член Редсовета НП НИЦ Щербак - Жуков Андрей Викторович. Кавалерами общественной награды стали:

- ДИВОВ Олег Игоревич –   член Союза писателей России, лауреат российских и

международных литературных премии.

- КАЛУГИН Алексей Александрович – член Союза писателей России, Академик

Международной Академии духовного единства народов Мира, лауреат российских литературных премии.

- КУДРЯВЦЕВ Леонид Викторович – Председатель Редакционного совета Некоммерческого Партнёрства «Неправительственный инновационный центр», член Союза писателей России, член Совета по фантастической и приключенческой литературе, лауреат российских и международных премий.

- ЛАРИНА Елена Ивановна – преподаватель литературы и русского языка Федерального государственного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 1699 Управления делами Президента Российской Федераций г. Москва, почётный работник общего образования, лауреат ряда государственных конкурсов.

- ЛУКИН Евгений Юрьевич – член Союза писателей России, член Совета по фантастической и приключенческой литературе, лауреат российских и международных премии.

- ОБУХОВ Евгений Алексеевич - Главный редактор журнала "Филателия", член Союза писателей Приднестровья, член Союза писателей России, член Совета по

фантастической и приключенческой литературе, лауреат российских и зарубежных литературных премий.

- ПЕХОВ Алексей Юрьевич - литератор, член Совета по фантастической и приключенческой литературе, лауреат российских литературных премий.

- ПИЩЕНКО Виталий Иванович - Секретарь Правления Союза писателей России, Председатель Совета по фантастической и приключенческой литературе, Академик Международной Академии духовного единства народов мира, академик Академии Изучения проблем национальной безопасности, заместитель главного редактора журнала «Филателия», лауреат международных и российских литературных премии.

- ПОПОВА Тамара Федоровна – член Союза журналистов России, член Международного сообщества писательских союзов, действительный член Европейской Академии естественных наук им. Готлиба Лейбница, действительный член РАЕН, лауреат российских и международных премии.

В рамках Круглого стола прошло подведение итогов Третьего поэтического конкурса «И помнит мир спасенный …» среди соотечественников, проживающих в России и за рубежом и презентация сборника стихов участников Третьего поэтического конкурса «И помнит мир спасенный …». Презентацию вела Ответственный секретарь Союза поэтов интернета, Секретарь Правления Русского литературного клуб Никифорова Наталья Владимировна.

Иванов В.Ю. и Щербак – Жуков А.В. огласили перед присутствующими Решение Совета НП НИЦ  о награждении участников конкурса.

Грамоту НП НИЦ получил Виктор Клыков (Австрия).

Ценные призы от НП НИЦ и ООО «Издательства АЛЬФА – КНИГА» получили:          

- Белялова Гульнара (Абхазия, г. Сухуми);

- Глазов Дмитрий (Кипр);

- Ле Ван Нян (Вьетнам);

- Пагиева Елена (Узбекистан);

- Убайдуллаева Кристина (Киргизия, г. Бишкек).

Председатель жюри конкурса, председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России Бояринов Владимир Георгиевич по итогам конкурса наградил ряд участников международного поэтического конкурса «И помнит мир спасенный …» медалью им. А.С. Грибоедова.

Завершил работу круглого стола литературно – музыкальный Салон, где прозвучали и великолепные стихи Андрея Щербака – Жукова.

0_457fa_3ba0291f_L 0_45805_dca8a899_L 0_457ac_88b92c0a_L


В.А. Корнилович

«Инициатива в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте» (текст выступления)

 

На сегодняшний момент, можно констатировать, что с укреплением российской государственности изменилась и структура российских общественных институтов, независимых экспертных, консультативных центров, выступающих с позиций национальных интересов в сфере глобальной НПО-дипломатии. Что непосредственно можно отнести к МСОД, Федерации мира и согласия и ряду других организаций.

Накопленный позитивный опыт практической работы и непосредственного взаимодействия с ключевыми представителями отечественной и международной НПО-дипломатии в рамках программ сотрудничества Россия–ЕС показывают, что своего рода «многоканальная дипломатия» расширяет возможности Российской Федерации на международной арене, позволяет даже в условиях монопольного господства в информационном пространстве иностранных медиа-холдингов находить эффективные пути доведения до зарубежной общественности информации о российских инициативах.

Таким примером является новая программа НИЦ по взаимодействию в духовной сфере, в сфере популярной литературы. Это программа - «Популярная литература национальный ресурс формирования гражданского мировоззрения». Конструктивное сотрудничество культурных сообществ в рамках этой программы послужило основой для принятия на международном литературном Форуме в Москве 21 мая 2010 года «Декларации о содействии международному сотрудничеству в области популярной литературы». В течение этого года прошла серия коалиционных мероприятий НП НИЦ, Союза писателей России, МСОД с широким участием представителей культурных центров, писателей, издателей из стран ЕС и СНГ, кроме того, по реализации положений Декларации ведутся переводы на русский язык произведений современных национальных авторов Польши, Болгарии, Чехии.

В отношениях ЕС и Россия Программа партнерства в сфере культуры сохраняет свое значение, значительная роль в Программе отводится культурным операторам (музеи, творческие вузы и т.п.) и гражданскому обществу.

Нужно отдать должное: неправительственные организации обладают большим потенциалом для разработки конкретных социальных технологий, оригинальных мероприятий в рамках культурного обмена. Они могут создавать горизонтальные неформальные сетевые связи между различными культурными сообществами, стимулируя инновации и взаимное обогащение идеями.

Сегодня я представляю Вашему вниманию инновационный проект с использованием социальных технологий в сфере НПО-дипломатии – «Инициатива России в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте».

Развитие темы сохранения культурного многообразия, предлагаемой в качестве инициативы России, Роль и значение разработки темы "заключается в организации посредством неправительственной дипломатии международного диалога о ценностях, идентичности, моделях поведения, о принципах мироустройства на основе «славянских ценностных систем».

Стратегия поведения ЕС в отношении славянских стран определяется главным образом разобщенностью исторических судеб славянства, его культурной разрозненностью и сравнительно низким уровнем развития общеславянского самосознания.

Цель инициативы: создание условий для перехода от локального культурного развития отдельных славянских стран и наций к формированию славянского сообщества на европейском континенте. Иными словами, предлагается новый формат взаимодействия ЕС и России, в котором определяющим фактором выступает духовное и культурное единство «славянского мира».

Для реализации инициативы используется инновационные, применительно к общественной дипломатии, методы – стратегическое проектирование и сетевое взаимодействие.

Мы выделяем три приоритетных направления:

- формирование сети НПО славянских стран, работающих в рамках единого проекта;

- стимулирование взаимодействий культурных сообществ и общественного признания значимости просветительской деятельности духовного и культурного единства «славянского мира»;

- вынесение тематики славянского этнокультурного единства за пределами славянского мира: Франция, Австрия, США.

Особенность проекта заключается в том, что НПО могут включаться в совместные действия на любом этапе. Сетевая структура участников проекта позволяет аккумулировать организационные, людские, экспертные, материально-технические ресурсы и обеспечивает доступ к ним всем участникам проекта. Кроме того, в рамках сетевого взаимодействия появляется возможность для единовременного запуска нескольких проектов, управление которыми также осуществляется из различных точек сети.

Такая технология вовлечения НПО в решение задач культурного обмена средствами народной дипломатии может быть применима и в рамках Россотрудничества при организации работы РЦНК за рубежом, и при работе с объединениями соотечественников, проживающих за рубежом.

Ожидаемые качественные результаты:

- научные и культурные круги славянских стран, получают публичную поддержку и стимул для развития деятельности в рамках университетских и иных центрах славистики;

- будет запущен механизм продвижения инициативы России посредством общественных объединений стран-участниц;

- сформирован пул общественных деятелей, предпринимателей из стран ЕС, объединенных общими принципами работы, способных обеспечить публичное продвижение тематики «славянской модели сотрудничества» для устойчивого развития Европейского континента;

- посредством объединенного общественного потенциала становится возможным перенесение обсуждения тематики за пределы славянского мира.

Предлагаемые сроки исполнения проекта: 2011 г. – 2014 г.

Хочу пригласить заинтересованные НПО к сотрудничеству и подчеркнуть. До сих пор, модели взаимодействия, основанные на славянских ценностных системах, не являлись объектом внимания политических элит стран ЕС. Эта тема разрабатывалась в неправительственном секторе и сейчас может получить масштабное звучание.

Как видно из выступлений участников, НПО-дипломатия России имеет достаточный потенциал для решения задач культурного, экспертного взаимодействия с зарубежными странами. Следующим шагом логично должно стать целевое финансирование программ институционализации и оптимального структурирования отечественной НПО-дипломатии (например, путём четкого выделения в списке приоритетов финансовой поддержки НКО, осуществляемой Общественной палатой РФ в соответствии с Указами Президента) инициатив НПО внешнеполитической направленности.

В качестве предложения в итоговый документ конференции:

Департаменту по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России, департаменту внешнеэкономической деятельности и международных связей Правительства Москвы, МСОД, НП НИЦ, фонду «Русский мир» разработать совместный стратегический план реализации инициативы России в области сохранения культурного многообразия на европейском континенте.

Такого рода мероприятия в ближайшие год-два дадут основания для более точной отработки рекомендаций, методологии, инструментов и механизмов российской «многоканальной дипломатии» и уже сегодня позволят с большей эффективностью и системностью осуществлять акции и программы сопровождения мероприятий МИД России инструментами общественной дипломатии.



А.В. Щербак – Жуков

(Тезисы выступления)

Не надо бояться словосочетания «популярная литература». Это та литература, которая дает читателю то, что он – этот читатель – от нее – этой литературы хочет. Это литература, максимально обращенная к читателю. А это значит, что для такой литературы нет границ.

Во всех странах СНГ, где говорят по-русски, читаю популярных российских писателей. Да, и во всем мире, где есть русскоговорящие люди, происходит так.

И наоборот: писатели, живущие во всем мире, но пишущие на русском языке, печатаются у нас в России, и их читают россияне. Это касается и авторов из Украины, таких, как Марина и Сергей Дяченко, Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, и Белоруссии, таких, как Сергей Булыга, Казахстана, таких, как Андрей Хуснутдинов и многих, многих других. В последнее время стали издаваться в России пишущие на русском языке авторы, которые живут в довольно отдаленных странах, на других континентах.

Многие российские популярные писатели активно переводятся на зарубежные языки. Они издаются в Польше, Чехии, Болгарии, Германии, даже в Англии… Писателями мира стали и Сергей Лукьяненко, и Владимир Васильев, и Олег Дивов…

В России читают авторов, живущих по всему миру, во всем мире читают российских авторов.  Это сближает страны и народы. Что это, как не проявление народной дипломатии. Авторы популярной литературы находятся в ее авангарде. Их книги, их произведения – настоящие дипломаты, укрепляющие связи между государствами. Они помогают жителей разных стран получше понять друг друга. Так популярная литература объединяет мир.

 

Н.Калиниченко, А. Щербак–Жуков

Предисловие к сборнику «И помнит мир спасённый…»

Война в окопах спит…


«…Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли…»


Римма Казакова


Говорят любовь сильнее на расстоянии. Эту широко известную фразу подтверждают стихи финалистов конкурса посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под обложкой встретились произведения наших соотечественников, волею судеб разбросанных по всему миру.

География авторов, которых привлек конкурс «Соотечественники», поражается и пестротой своей, и широтой. Кроме собственно России, тут и осколки нашей бывшей Родины СССР: Абхазия, Беларусь, Кыргызия, Приднестровье, Узбекистан, Украина. И наши опять же бывшие партнеры по блоку Варшавского договора, странны, освобожденные Красной Армией от фашизма и вместе с нашими дедами боровшиеся против «коричневой чумы»: Болгария, Венгрия, Чехия. И почувствовавшие на себе ужасы Второй Мировой Войны европейские стран: Австрия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Кипр, Нидерланды. И далекие экзотические государства: Аргентина, Вьетнам, Коста-Рика. И созданный уже после войны Израиль. Всего 74 участника из 21 государства с трех стран света: Европа, Азия, Америка… У этих поэтов разные национальности, и тем более разные подданства, но один язык, на котором они пишут. И одна тема, которая напоминает о себе все новым и новым поколениям. Напоминает о себе самым тонко чувствующим представителям этих поколений…

С каждым годом остается все меньше очевидцев тех страшных событий. И, кажется, никому уже нет дела, что наш народ победил в самой кровопролитной из войн пришедшихся на долю человечества. Смена политических ориентиров привела к девальвации образа героя войны. На почве идеологической неопределенности возникли любители глумления над легендой. Они без устали выискивают несоответствия в подвигах предков, стараясь сделать себе имя на скандальных разоблачениях.

Навстречу орде обличителей поднимаются патриоты. Носители духа и памяти народа. Мощный отклик на инициативу организаторов конкурса «Соотечественник» со стороны поэтов-эмигрантов показывает, что мысли русских людей, в какой бы стране они ни жили, неизменно обращены к родине. Наряду с русскими проживающими за рубежом, в конкурсе приняли участие и коренные жители разных стран. Ведь война, несмотря на все ее ужасы, способствовала консолидации народов в борьбе с общим врагом.

Большинство произведений в полном соответствии с заявленной темой напрямую связано с Великой Отечественной войной. В стихах финалистов конкурса раскрывается богатая ретроспектива характеров и сцен. Трагический пафос и бытовые реалии «пороховых» лет. Именно условия войны навязывают авторам этот жутковатый стробоскопический дуализм, где мирные картины в мгновение ока сменяются мрачными образами земного ада.

Одна из наиболее распространенных форм представленных в сборнике - посвящение. Студент Софийского университета Игорь Курденков в стихотворении «Каким он был?» рассказывает о своем прадеде-офицере. В несколько четверостиший уместились годы жизни и тяжкого ратного труда. Игорю Курденкову вторит родившийся во Львове, но живущий в Мадриде Олег Воронцов («Моему деду-минометчику»). Поэт написал эту короткую зарисовку от лица солдата-фронтовика. Скупые отрывистые фразы, простой грубоватый язык создают иллюзию автобиографичности, словно это и в самом деле воспоминания ветерана.

Вместо неба – лишь мрак,

вместо птиц – артобстрел,

вместо запахов – горечь полыни.

Слева враг, справа враг,

и комбат наш просел

в двадцати километрах от Гдыни.


Еще одна грань военного бытия открывается для читателя через богатую галерею символов. Это очень сильный ход, создающий мощнейший эмоциональный эффект. Для уроженки Киргизии Кристины Уббайдулаевой такой художественной призмой стала гармонь. В одноименном стихотворении поэтесса рассказывает о музыкальном инструменте, что оставил убитый гармонист:

Эх, гармонь! Кабы ты – да живая была,

Ты бы плачем разбила молчанье.

Но погиб твой хозяин – и ты умерла,

Не сыграв, не допев на прощанье.


Намеренно одушевляя бессловесный предмет, автор демонстрирует странную взаимосвязь между живым и мертвым, вещественным и эфемерным – элементами особой реальности, которую создает война, вырывая людей и вещи из привычного контекста мирной жизни. В конечном итоге этот вынужденный синтез порождает свою легенду и свою магию преемственности:


…Но однажды появится в роте солдат,

Что твой сон безысходный прогонит,

Как попросят его: «А сыграй-ка нам, брат,

Коль умеешь, на этой гармони!»


Поэтесса осознано следует развитой поэтической и песенной традиции – гармонь как спутник русского солдата присутствует в произведениях от Александра Твардовского до многочисленных поэтов-песенников. Этот яркий образ вовлекает Кристину Уббайдулаеву не только поэтический, но и в общекультурный контекст.

Живущий в Вене поэт Виктор Клыков использовал в качестве символа обыкновенный чугунок с картошкой – еще один яркий поэтический образ, точная детать! Немудреная кухонная снасть стала для лирического героя одноименного стихотворения своего рода маяком временным маркером, за которым хранится в памяти, ни с чем не сравнимая эйфория, от ощущения скорой победы.


А я был рад

остаться в кухне в темноте

и греться у печи в тепле,

забыв про ночи холод, мрак.

Потом сказала тётя мне:

"Гуляли мы не просто так.

В тот день узнала вся страна,

что первый город нами взят,

что гоним немцев мы уже.

Такой был праздник на душе!"


Большинство произведений сборника отмечает схожая черта - ориентация на человека. Почти отсутствует панорамный взгляд. Нет нарочитой батальности, нет показного героизма. Мир сужается до восприятия индивидуума, до переживаний отдельно взятого солдата. А ведь когда-то именно за это подвергали жестокой критике лучшие военные стихи Бориса Слуцкого! Выходит, и здесь – преемственность. В стихотворении-зарисовке Гульнары Беляровой - на переднем плане умирающий солдат, заслонивший друга от пули: «Весна. Опушка леса. Тихо. Солдат присел у дерева в тени.» В этом отрицании масштаба, словно в решете золотоискателя остается сухой остаток истины. Война для каждого своя.

Стихотворение Елены Пагиевой «Ночной полет» также начинается с субъективной сцены утраты, пережитой лирическим героем, будущей летчицей 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка.


Не снились ей мундир и строй,

Весь быт военный,

Но, в небо свой вонзая вой,

Ревет сирена…

Где вражеский фугас упал-

Чернеет яма…

Там домик- крошечка стоял,

А в доме – мама.


Среди текстов сборника присутствуют произведения обращенные к современности. Стихотворение Марты Хржановской «С другой стороны Земного Шара, через 65 лет» - это взгляд очевидца и в самом деле оказавшегося на другом краю Земли, в Коста-Рике. Поэт обращается к местным реалиям, говоря о беспечных молодых людях, которые никогда не знали войны. Вчитайтесь в эти строки:


И солнце им светит, и солнце их греет,

И нету счастливей страны,

Где дух революций в музеях не реет,

Где помнить никто ни о чем не умеет,

Где просто не знали войны...


В стихотворении Хржановской, и удивление, и легкая зависть, и парадоксальное, но, в сущности, понятное неприятие слишком светлой безмятежной жизни, и невысказанное скрытое предостережение: «Помни!» Конечно, образ Центральной Америки, выстроенный автором, не является полностью достоверным – этот регион подвергался многочисленным социальным потрясениям, познал много жестокости. На долю Коста-Рики в свое время выпало немало бед – в 1948 году в этой стране шла гражданская война. Перед нами не зарисовка с натуры, а светлая и наивная мечта – эскиз бытия, такой, каким его могут представлять беззаботные баловни судьбы.

Совсем другой взгляд и другие координаты у лирического героя стихотворения уже упомянутого выше Виктора Клыкова


«…Я русский,

в Берлин

я к немцу

в гости еду -

к бывшему врагу!?»


Некогда проблема послевоенного примирения стояла очень остро. Сегодня она не настолько злободневна. Во всяком случае, в отношении Германии. И все же никогда не стоит забывать о том, что состояние войны – ущербное неестественное для интеллигентного гуманного человек. Этот постулат поможет не разрешить, но предотвратить любой зарождающийся конфликт.


* * *

Стихи, предлагаемые на суд читателей в основном эмоциональные, живописные. Часто наивные. Однако среди них нет ни одного клишированного произведения. Пусть механика рифм проста, а размер часто безыскусен - в каждой строчке отражается искреннее внимание поэтов к прошлому далекой Родины.

Огромное значение имеет тот факт, что среди авторов-конкурсантов довольно велик процент молодых людей. Это значит, что опасность забвения уже не грозит миллионам павших на полях сражений. Ведь давно известно, что ни величественные мемориалы, ни художественные фильмы, ни телепередачи не дадут такого сильного эффекта, какой дает живое человеческое слово. Пускай же оно звучит в стихах и в прозе, передаваясь от отца к сыну. Нужно укреплять этот новый задел, собирая и оберегая достижения нашего народа.

Вместе с тем нельзя забывать о главной цели, которую должны преследовать все люди доброй воли, собирающие и популяризирующие воспоминания о Второй Мировой – предотвращение повторения тех страшных событий. Здесь как нельзя лучше подходят строки из вошедшего в сборник стихотворения белорусского поэта Константина Цибульского

Плывут по небу облака

И песни льются.

Война в окопах спит пока,

И дай же Бог ей спать века –

И не проснуться…

И пока люди разных стран помнят эту страшную войну, поэты разных стран пишут о ней стихи, - есть надежда, что она, действительно, будет спать. Для того и проводятся поэтические конкурсы вроде этого.