m_news




11 апр 2011


Темы исследовательского проекта  и эссе финала Викторины:

А.Клемешов

          

1.    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Максимальная оценка - 50 баллов

Время на подготовку - 90 мин.


Анализ источников, умение извлечь из них необходимую информацию крайне важны для изучения событий как прошлого, так и настоящего.

Прочитайте фрагменты документов, освещающих первые этапы развития советской космонавтики. Напишите на ее основе небольшую работу-проект на тему «Первые шаги отечественной космонавтики». Почему первые шаги нашей космонавтики в космосе были именно такими? При подготовке проекта вовсе не обязательно использовать все предложенные Вам документы!



Из сообщения ТАСС о запуске первого советского спутника Земли

В течение ряда лет в Советском Союзе ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию искусственных спутников Земли...

В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 г. в СССР произведен успешный запуск первого спутника. По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 800 м в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли, и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего солнца при помощи простейших оптических инструментов (биноклей, подзорных труб и т.п.)...

Спутник имеет форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. На нем установлены два радиопередатчика, непрерывно излучающие радиосигналы...

В России еще в конце 19-го века трудами выдающегося ученого К.Э. Циолковского была впервые научно обоснована возможность осуществления космических полетов при помощи ракет.

Успешным запуском первого созданного человеком спутника Земли вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и излучения Земли как планеты нашей солнечной системы....

Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям, и, по-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей нового, социалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечты человечества. («Правда», 5 октября 1957 г.)

Из сообщений советских СМИ 1960 г.

В течение последних лет в Советском Союзе проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке полета человека в космическое пространство. Достижения Советского Союза в создании искусственных спутников Земли больших весов и размеров, успешное проведение испытаний мощной ракеты-носителя, способной вывести на заданную орбиту спутник весом в несколько тонн, позволили приступить к созданию и началу испытаний космического корабля для длительных полетов человека в космическом пространстве.

15 мая 1960 года в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля на орбиту спутника Земли. По полученным данным, корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, с высотой около 320 километров от поверхности Земли... Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составляет 4 тонны 540 килограммов. На борту корабля-спутника установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составляет 1477 килограммов.

Запуск предназначен для отработки и проверки систем корабля-спутника, обеспечивающих его безопасный полет и управление полетом, возвращение на Землю и необходимые условия для человека в полете. Этим пуском положено начало сложной работы по созданию надежных космических кораблей, обеспечивающих безопасный полет человека в космосе. По получении с корабля-спутника необходимых данных будет осуществлено отделение от него герметической кабины... (О. Ивановский. «Ракеты и космос в СССР». М., 2005).

Из заявления Ю.А. Гагарина перед стартом. 12 апреля 1961 г.

Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом?.. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытывал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытывал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой, можно ли мечтать о большем?

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников — советских людей... Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма — общества, в которое уже вступает наш советский парод и в которое, я уверен, вступят все люди на земле...

До скорой встречи! («Правда», 18 апреля 1961 г.)

Из обращения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза Коммунистической партии и всему советскому народу, к народам и правительствам всего мира

8 марта 1965 г. в 11 часов 30 минут по московскому времени с борта советского космического корабля-спутника «Восход-2» впервые в истории осуществлен выход человека в открытое космическое пространство.

Выход человека в космос, совершенный во время полета корабля «Восход-2», открывает новую эру в освоении космического пространства. Этим беспримерным экспериментом доказана возможность для человека не только совершать полет внутри космических кораблей, но активно действовать в космическом пространстве, выполняя наблюдения и другие операции – словом, работать в космосе. Отсюда создаются реальные предпосылки для решения самых сложных задач, в том числе полетов и высадки на Луне и на других планетах солнечной системы. («Правда», 20 марта 1965 г.) 

Из сообщения ТАСС о полете автоматической станции «ВЕНЕРА-4»

Сегодня, 18 октября 1967 года, в 7 час. 34 мин. московского времени автоматическая станция «Венера-4» вошла со второй космической скоростью в атмосферу Венеры и от станции отделился спускаемый аппарат — научная лаборатория. После аэродинамического торможения спускаемого аппарата в атмосфере планеты автоматически сработала специальная парашютная система, и он продолжал плавное снижение в атмосфере Венеры.

Научные приборы спускаемого аппарата проводили непрерывные устойчивые измерения и передачу на землю параметров атмосферы Венеры в течение полутора часов на протяжении 25 километров. Аппарат опустился на поверхность планеты, доставив второй вымпел с изображением Герба Союза Советских Социалистических Республик.

Таким образом, советская автоматическая станция «Венера-4» впервые в мире осуществила плавный спуск и посадку на поверхности планеты и позволила получить ценнейшие данные о планете Венера. («Правда», 19 октября 1967 г.)

М.В. Келдыш о первой в мире экспериментальной космической станции, совершившей орбитальный полет 14—18 января 1969 г.

Орбитальные станции найдут широкое применение для проведения астрофизических, геофизических, метеорологических и других исследований и могут явиться платформой для проникновения человека в глубины космоса. Они позволят ученым приблизиться к объектам исследований, существенно расширить возможности наблюдений и проводить их в течение длительного времени. Орбитальные станции, несомненно, найдут широкое применение и для решения различных народнохозяйственных задач.

Успешный полет кораблей «Союз-4» и «Союз-5» решил важнейшие задачи, связанные с созданием таких станций. («Наука и жизнь», 1969, № 3).

«Луна-16» (1970 г.). Фрагменты переговоров разработчиков проекта «Луна-16»

 ...Г.Н. Бабакин: «Во время полета мы, конечно, волновались — впервые же».

Когда станция села и началось бурение, мы замерли. И вдруг доклад телеметристов: «В приборном отсеке быстро падает температура!» Но потом успокоились, охлаждение прекратилось...

А старт с Луны? Когда ракета стартовала, на командном пункте большие, взрослые, серьезные дяди целовались, обнимались, смеялись как дети... Ведь это был первый автоматический старт с Луны...

А вот от момента входа в атмосферу и до доклада поисковиков — это томительные секунды. Всем командует автоматика, ни во что не вмешаешься, в это время чувствуешь себя беспомощным ребенком, и, конечно, очень волнуешься...

А когда возвращавшийся с Луны шарик подходил к Земле? Не дай бог попадет в лес, в болото, в горы, в ущелье — ищи его там. Но как было радостно, когда наши добрые друзья-поисковики тут же после раскрытия парашюта запеленговали шарик и следили за ним до посадки, и тут же вертолеты сели рядом. Вот это точность!

Что же вы думаете, у нас и трудностей нет ? А обеспечить работу механизмов лунной ночью? Это минус 150 по Цельсию... Но думаем о второй станции и о третьей, а если им днем на Луне работать? А днем там плюс 120! А механизмы те же. Да еще и глубокий вакуум. Вот так-то... (О. Ивановский. «Ракеты и космос в СССР». М., 2005).

Жюри просит Вас обращать основное внимание на умение четко сформулировать Ваши положения и аргументировать их, с помощью источника. Имейте также в виду, что грубые речевые и грамматические ошибки, затрудняющие понимание написанного, также могут считаться основанием для снижения баллов.


2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка - 50 баллов

Время на подготовку - 90 мин.


Перед Вами фрагменты документов и высказываний современников и участников ключевых событий истории отечественной и мировой космонавтики. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

- ьожете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

- обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

- творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

- корректность использования фактов и понятий.

- четкость и доказательность основных положений работы.

- оригинальность подхода в раскрытии содержания темы.


1. Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труды Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники (С.П. Королев о К.Э. Циолковском).

2.  Мы, нижеподписавшиеся, ...заключили настоящий договор о том, что т. Цандер берет на себя:  проектирование и разработку рабочих чертежей и производство по опытному реактивному двигателю ОР-2 к реактивному самолету РП-1... Установка на самолет и испытание в полете – к концу января 1932 г. (Договор между ОСОАВИАХИМом и Ф.А. Цандером, 18 октября 1931 г.)

3. Большой и сложный путь лежит к этому событию, взволновавшему человечество. Но историческая победа одержана. Ее одержали наши ученые, инженеры, рабочие... (А.П. Маресьев о полете Ю.А. Гагарина, 13 апреля 1961 года)

4. В непилотируемой части программы мы не уступили американцам. Первый луноход, доставка лунного грунта на Землю. И ученый мир, не пиарщики, не политики, говорит, что автоматы сделали для науки практически то же, что и люди (Заместитель генерального конструктора КБ им. Лавочкина А. Моишеев)

5. Не забудьте взять с собой на Марс! (Автограф В.В. Терешковой, сделанный в космосе для С.П. Королева, Мемориальный музей космонавтики)

6. Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. (А.А. Леонов о первом выходе в открытый космос)

7. Нас преподносили как идеальных, настоящих американцев... (Эдвин Олдрин)

8. В 1972г. ...в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle»... Это была не просто программа создания... космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы.., она имела явное целевое военное назначение. (Ю.А. Мозжорин, директор ЦНИИ машиностроения)

9. Как ни обидно создателям этой исключительно сложной, необычной системы, вложившим душу в работу и решившим массу сложных научных и технических проблем, но, по моему мнению, решение о прекращении работ по теме «Буран» было правильным. (А. С. Микоян, руководитель летных испытаний системы «Буран»)

10. Мы рассматриваем возможность пилотируемых полетов на Луну и Марс после 2020 года с использованием возможностей космодрома «Восточный». К этому времени будут созданы новые пилотируемые корабли (Глава Роскомоса А.Н. Перминов)

11. Наука слишком много обещала в XIX веке, но не сделала жизнь человека ни счастливее, ни безопаснее. Потеря интереса к ней - просто проявление разочарования. Примерно то же и с Космосом. Где Чужой Разум? Где «обыкновенная» внеземная жизнь? Пусто. Мертво во Вселенной... Путь в Космос оказался длинным, долгим, почти бесплодным и малопонятным. (Б.Н. Стругацкий, писатель-фантаст)

12. Тема космических путешествий была одной из основных в советской фантастике с самых первых лет ее развития... В послевоенной фантастике традиционная космическая тема появляется не сразу. (Б. В. Ляпунов, историк фантастики, писатель)


Итоги Викторины подвело Жюри в составе:  

Жюри

Председатель Жюри:

       ЗАХАРОВ Виктор Николаевич - декан факультета истории, политологии и права, доктор исторических наук, профессор.

Сопредседатель Жюри:

       УСАЧЁВ Юрий Владимирович – Герой России, лётчик – космонавт Российской Федерации, командир отряда космонавтов РКК «Энергия».

Члены Жюри:

       КЛЕМЕШОВ Алексей Станиславович – Кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета.

       КУДРЯВЦЕВ Леонид Викторович  - Председатель Редакционного Совета НП НИЦ  член Союза писателей России, член Совета по фантастической и приключенческой литературе.

       ПЕРВУШИН Антон Иванович – Член Союза писателей Санкт Петербурга, член Совета по фантастической и приключенческой литературе, член Союза учёных СПб, член Федерации космонавтики Российской Федерации.

       СУХОВ Василий Владимирович – Доцент кафедры методики преподавания истории политологии и права факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета.

       УШАКОВ Владимир Арсентьевич – Заведующий лаборатории в институте инновационной деятельности в образовании РАО, кандидат технических наук, профессор кафедры ТОУ, профессор ЕАИ.


          Победителями и лауреатами

         «Викторины по  истории отечественной и мировой  космонавтики для старшеклассников» стали:

          Победители конкурса

Победитель:

          САМСОНОВА Александра Юрьевна (10 Б класс МОУ "Лицей г. Истры").

Призеры:

          ЧИЧЕРИНА Алена Игоревна (11 Б класс МОУ "Лицей № 24" г. Сергиев Посад-6);

          ВОРОНКОВА Марина Константиновна (10 В класс МОУ "СОШ №5" г. Ступино).

Лауреаты:

          ЛЕЛЕВКИН Дмитрий Игоревич (7 Б класс, оба - МОУ "Ватутинская СОШ с угл.изуч.отд.предметов им. Д.В, Рябинкина" Ленинский р-н МО п. Ватутинки-1);

          РОМАНЕНКОВ Дмитрий Вадимович (7 А класс, оба - МОУ "Ватутинская СОШ с угл.изуч.отд.предметов им. Д.В, Рябинкина" Ленинский р-н МО п. Ватутинки-1).

 



Архив новостей