01 июн 2010

На правах рукописи


 

ЛАЛУШКИНА Анна Юрьевна


 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(на примере Московской области)



08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

 

 

 

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук


 



Москва – 2009


Работа выполнена на кафедре «Национальная экономика» ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

Научный руководитель  -                  доктор экономических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ
ГРЕТЧЕНКО Анатолий Иванович

Официальные оппоненты:                  доктор экономических наук, профессор
ЗУЕВ Валерий Михайлович,
доктор экономических наук, профессор
ГАРНОВ Андрей Петрович

Ведущая организация  -                 Институт проблем рынка РАН


Защита диссертации состоится 20 ноября 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.12 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» по адресу: 117997, г. Москва, Стремянный пер.36, корп. 3. ауд. ____

С   диссертацией   можно   ознакомиться   в   библиотеке ГОУ   ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»


Автореферат разослан 19 октября 2009 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета,
к.э.н., доцент                                                                                   С.В. Малинин


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Создание в России национальной инновационной системы (НИС) и формирование условий для роста значимости науки и инноваций в отечественной экономике, при всей сложности и масштабности данной задачи, являются важнейшей целью стратегии развития субъектов Российской Федерации.  

Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития региональной научно-инновационной политики как важной составной части государственной инновационной политики.
Основой эффективного функционирования региональной научно-инновационной политики является налаженный организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов в субъекте Российской Федерации, формирование которого в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного и инновационного потенциалов, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-инновационной политики.

Исследование автора показали, что в отдельных субъектах Российской Федерации не сформированы даже начальные инновационные цепочки, включающие научные, образовательные, внедренческие и производственные звенья, не говоря уже о создании полноценного организационно-экономического механизма научно-инновационной деятельности.

Вместе с тем многие ученые экономисты и специалисты однозначно определяют, что рост конкурентоспособности, в том числе региональных экономик, возможен в первую очередь на основе научно-инновационного развития .
Что касается Московской области, то важнейшим направлением структурной перестройки экономики области является активизация инновационных процессов. С 2004 года на территории Московской области по поручению Президента РФ идет реализация пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления. Для взаимодействия органов власти в реализации пилотного проекта создана Межведомственная комиссия. В 2006 г. принят закон Московской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» , который позволяет активно стимулировать предприятия к внедрению новых технологий и типов продукции, капитализации и сертификации результатов научной и научно-технической деятельности. В 2007 г. Мособлстатом было проведено полномасштабное обследование предприятий и организаций на предмет инновационной деятельности. На основании полученных результатов разработана конкретная программа действий, выявлены проблемы, определены пути и методы оптимизации процесса инновационного строительства.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе многосторонне исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использования научного и научно-технического потенциалов, определения социально-экономической эффективности нововведений, совершенствования организации и управления инновационной деятельностью. Этим проблемам посвящены, в частности, труды признанных российских ученых Абалкина Л.И., Аньшина В.М., Арутюнова Ю.А., Бляхмана Л.С., Глазьева С.Ю., Гончаренко Л.П., Гохберга Л.М., Доброва Г.М., Дуженкова В.И., Дунаева Э.П., Жильцова Е.Н., Завлина П.Н., Замятиной М.Ф., Зинова В.Г., Золотарева B.C., Иващенко Н.П., Казанцева А.К., Краюхина Г.А., Кузык Б.Н., Львова Д.С., Миндели Л.Э., Олейникова Е.А., Пилипенко П.П., Пригожина А.И., Пузыни К.Ф., Румянцева А.А., Рыбакова Ф.Ф., Салтыкова Б.Г., Трифилова А.А., Уколова В.Ф., Яковца Ю.В и других авторов. Среди зарубежных авторов, получивших наибольшую известность в нашей стране, следует отметить работы Акоффа Р., Андерссона М., Ансоффа И., Друкера П., Карлссона Ч., Лундвалла Б., Мэнсфилда Э., Портера М., Санто Б., Твисса Б., Туоми И., Уотермана Р., Фостера Р., Шумпетера И..

Проблемы формирования научно-инновационной политики в современный период выдвигаются в число приоритетных интересов многих российских ученых. Многоаспектность такого социального феномена, как инновация, привлекает к себе ученых различных областей знания: экономики, социологии, философии, психологии и др. Теоретические и методологические вопросы функционирования отдельных элементов механизма формирования и совершенствования научно-инновационной сферы, а также вопросы развития региональных экономических систем рассматриваются в трудах Гранберга А.Г., Дагаева А.А., Дынкина А.А., Казакова В.Н., Ковалева Г.Д., Колоколова В.А., Лапина Н.И., Сазонова Б.В., Цогоева В.Г., Шнипера Р.И. и др.

В то же время по-прежнему существует значительный разрыв между теорией и практикой инновационной деятельности. Очевидно, что государственное регулирование инновационной сферы, особенно на региональном и муниципальном уровнях, уже не удовлетворяет современным требованиям.

До сих пор не выработаны основы организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационных процессов, нет адекватного ответа федеральных и региональных государственных органов на вызовы современной экономики, требующей повышения эффективности инновационного развития.
Актуализация проблемы регулирования инновационных процессов в субъекте Российской Федерации в условиях рыночных отношений, наряду с недостаточной разработанностью ее отдельных аспектов применительно к российским условиям, определяет цели и задачи данного исследования, его объект и предмет.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование формирования и функционирования национальной инновационной системы и на этой основе - разработка научно-практических рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию государственного регулирования  инновационных процессов в субъектах РФ.
Указанная цель предполагает необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Предложить авторское определение понятия «научно-инновационная политика» и уточнить определения: «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики в субъекте РФ – Московская область.

2. Сформулировать методологические основы формирования национальной инновационной системы и основных элементов инфраструктуры научно-инновационной политики.

3. Провести анализ и дать оценку состояния инновационной деятельности в реальном секторе экономики России, определить экономические предпосылки и особенности формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Московской области.

4. Определить направления модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ.

5. Предложить методические подходы к реализации региональных программ и проектов научно-инновационной политики.

6. Рекомендовать основные направления совершенствования развития финансовых механизмов, способствующих коммерциализации инновационных технологий.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие при реализации организационно-экономического механизма региональной научно-инновационной политики.

Объект исследования – деятельность региональных научно-инновационных комплексов, инновационно-активных предприятий, организаций инновационной инфраструктуры  с целью повышения эффективности их функционирования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, инновационного менеджмента, развития национальной инновационной системы.

В диссертационном исследовании применен диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения и системный подход к рассмотрению процессов и явлений; методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического и экономико-математического анализа.
Информационная база исследования включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты, другие документы органов государственной власти Российской Федерации и ее регионов, международные правовые акты. Использованы также статистические материалы развития экономики и научно-инновационной сферы РФ и ее субъектов, публикации в научных изданиях и периодической печати, Интернет – источники, а также результаты исследований инновационной деятельности научно-инновационных комплексов регионов РФ, инновационно-активных предприятий и  организаций Московской области. В работе использованы результаты исследований, в которых автор принимал участие в период с 2005 по 2008 год.

Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке научно – практических рекомендаций по развитию и совершенствованию государственного регулирования инновационных процессов в субъектах РФ.
Наиболее, существенные результаты, полученные лично автором и представленные к защите:

1. Предложено авторское определение понятия «научно-инновационная политика», уточнены определения «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к современному этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики субъекта РФ.

2. Сформулированы методологические основы формирования научно-инновационного потенциала и основных элементов научно-инновационной инфраструктуры субъекта РФ. При этом научно-инновационный потенциал субъекта РФ трактуется как совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих предприятий  обеспечить разработку и производство инновационной продукции.

3. Определены основные направления модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ.
На федеральном уровне: законотворческая деятельность, поддержка инновационных проектов, имеющих стратегическое для страны значение, долевое финансирование региональных научно-инновационных проектов, создание государственных органов поддержки научно-инновационной деятельности. На уровне субъекта РФ: стратегическое и оперативное управление научно-инновационной сферой, финансирование региональных научно-инновационных проектов, поддержка «местных» инновационно-активных предприятий, привлечение внутренних и внешних инвестиций в инновационные проекты, налаживание внутренней и внешней кооперации.

4. Рекомендованы основные направления совершенствования финансовых механизмов способствующих коммерциализации инновационных процессов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложены направления и методики формирования основных элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационными процессами в субъекте Российской Федерации.
Материалы исследования могут использоваться в практической работе государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и инновационно-активных предприятий.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на региональных и международных конференциях и семинарах, в том числе на: научно-практической конференции  «Научные центры РАН в инновационном развитии Московской области» (24 ноября 2006 г. в  г. Пущино,  Московской области); Международной конференция «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации» (9 – 10 октября 2008 г. Москва,  МГИМО); Международной научно-практической конференции «Инновации РАН – 2008» (10 – 12 ноября 2008 г, г.Н.-Новгород).
Основные результаты диссертационного исследования используются в Институте проблем информатики РАН, НИИ космических систем им. А.А. Максимова, ОАО «Единые энергетические телекоммуникационные системы», а также при чтении курсов: «Инновационная политика», «Организация и управление в инновационной сфере», «Инновационный менеджмент» в Международном институте Бизнес Тренинга.

Публикации. Содержание и результаты диссертационного исследования отражены в четырех статьях, в том числе в двух статьях в изданиях, включенных в утвержденный перечень ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет 161 страницу, включает14 таблиц, 12 рисунков, 10 приложений.


Одним из путей выхода из мирового финансового кризиса на Давосском экономическом форуме 2009 г. Путин В.В. назвал инновационный путь,  с которого Россия не свернет.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N Пр-645 на территории Московской области реализуется пилотный проект по практической отработке элементов инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.

О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области (закон от 13.05.2006 № 75/2006-ОЗ).

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
   Во введении обоснована актуальность темы диссертации, обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыты теоретико-методическая и информационная основы исследования, определены научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации в теоретическом аспекте выполнен комплекс научных исследований путей и условий становления и развития теории инновации; уточнена сущность понятий «инноваций» и их классификаций в условиях рынка; исследована ретроспектива развития национальной инновационной системы, ее основные понятия и определения.

  • Один из наиболее общих выводов из исследований в этой области, по мнению автора, заключается в высокой степени конкретности государственного управления инновационной деятельностью в каждом случае, определяемой имеющимися инновационными ресурсами, типом инновационных разработок, внутрифирменными, отраслевыми и макроэкономическими условиями, в которых они осуществляются.

В диссертации инновация рассматривается как новая ценность, полученная в результате применения новшества, созданного на основе научной идеи для удовлетворения потребностей как отдельных потребителей, так и общества в целом, конечным результатом использования которой является социальный эффект и экономический результат.
На основе проведенного научного исследования и обзора отечественной  и зарубежной  литературы, в работе дается авторское определение понятия «научно-инновационная политика», которая определена как стратегия развития научно-инновационной сферы, представляющая собой механизмы различной направленности, формирующие государственные и рыночные условия ее эффективности и интегрирующие разработку, производство и внедрение инноваций в единый инновационный процесс.

Инновационный процесс — более широкое понятие. В диссертационном исследовании данное понятие рассматривается с различных позиций и разной степенью детализации. По мнению автора, во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, нововведений, производственной деятельности. Во-вторых, инновационный процесс можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения (рис. 1).

1 



Рис. 1. Функциональная последовательность инновационного процесса

Инновационный процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил автору высказать тезис, о том, что, несмотря на многообразие конкретных форм организации инновационных процессов, можно выделить следующие основные формы: административно-хозяйственные, программно-целевые, кооперативно-целевые, инициативные.

На основе проведенного исследования и научного обзора отечественной и зарубежной литературы, касающейся национальных инновационных систем установлено, что в настоящее время сформировалось четырехуровневое отраслевое деление национальной экономики высокоразвитых стран, а именно:

  • отрасли добычи и первичной переработки сырья;
  • отрасли традиционной тяжелой (материало- и трудоемкой) промышленности;
  • высокотехнологичные отрасли (high tech), характеризующиеся относительно низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости;
  • отрасль «мягких» (soft) технологий (услуг), таких как разработка программного обеспечения, системная интеграция, консалтинг, образование и т.п.

Назрела необходимость изменения современной отраслевой структуры российской экономики в сторону заметного увеличения доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей, переход к экономике знаний. В работе предлагается, разработанная автором модель движения нового знания вдоль инновационного цикла (рис. 2), в которой новое знание может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. Более того, здесь, по мнению автора, может (и должен) появиться новый блок (на рис. 2 – блок «Управление», а в реальной жизни – субъект), который занят анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационной ренты на разных этапах жизненного цикла.
Этот блок должен анализировать и сравнивать экономические (а иногда и не только) эффекты от использования новшеств на каждой из стадий и принимать решения о перераспределении ресурсов, направляемых на создание и использование инноваций на разных стадиях жизненного цикла.
2
Рис.2.  Модель движения нового знания вдоль инновационного цикла

Таким образом, переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой.
Во второй главе сформулированы методологические основы формирования научно-инновационного потенциала и основных элементов научно-инновационной инфраструктуры субъекта РФ; исследованы экономические предпосылки и особенности формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Московской области; показана роль инновационной активности предприятий и организаций региона как ключевого фактора его инновационного развития.
Выборочные обследования инвестиционной активности промышленных организаций, проведенные с участием автора в 2008 году, выявили следующие факторы, препятствующие осуществлению инвестиционной деятельности:
- высокий процент коммерческого кредита до 30%;
- сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов – 17%;
- несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы – 21%;
- неустойчивость экономической ситуации в стране и в мире – 20%.
На основе приведенного анализа инновационной деятельности организаций реального сектора можно сделать следующий вывод:
до тех пор, пока не будут выработаны комплексная программа и соответствующий инструментарий перехода на инновационный путь развития, адекватный современным экономическим условиям, коммерческие организации не смогут эффективно выполнять функцию модернизации национальной экономики.
Для достижения этой цели необходимо, по мнению автора, решить следующие задачи:

  • сформулировать и обосновать методические подходы, раскрывающие концепцию инновационного развития коммерческой организации основанной на объективной модели процесса инновационного развития коммерческих организаций;
  • разработать механизм инновационно-проектного развития, содержащий методические подходы проведения анализа, планирования, реализации и контроля инновационной деятельности, а также определения ее влияния на процесс инновационного развития коммерческих организаций;
  • разработать методы хозяйственной практики использования полученных результатов исследования.

Исследуя экономические предпосылки и особенности формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Московской области, в диссертационной работе установлено, что  Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с высоким научным и образовательным потенциалом, развитым сельскохозяйственным производством.

В работе рассматриваются важнейшие составляющие инновационной структуры Московской области:

1. Формирование ведущих научных центров страны, (из 7 городов России, которым официально присвоен высокий статус наукоградов, 4 - расположены в Подмосковье): Королев, Дубна, Реутов и Фрязино. Кроме того, права носить это звание добиваются и другие подмосковные научные центры: Пущино, Жуковский, Черноголовка, Протвино, Троицк, Красноармейск, Юбилейный.

2. Создание в инновационной инфраструктуре Подмосковья малых инновационных предприятий. Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Московской области являются: инновационная деятельность; производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.
Вместе с тем, по мнению автора, негативным фактором, сдерживающим развитие инновационного предпринимательства, является отсутствие надежных рыночных механизмов по его поддержке.

3. Формирование системы развития инфраструктуры по проектам, предусматривающая создание в Московской области в срок, не превышающий пять лет, сложных систем, ориентированных на оказание комплексных транспортных, информационных и других видов услуг, а также услуг, направленных на целостное решение проблем здравоохранения и коммунального хозяйства.

4. Создание в инновационной инфраструктуре технопарков. Как установлено в ходе исследования, технологические парки в Подмосковье создаются как научно-производственные территориальные комплексы, призванные обеспечить реализацию всех стадий инновационного процесса через взаимодействие с новыми и находящимися на стадии становления компаниями, работающими в различных сферах наукоемкого предпринимательства.
Автором выполнен SWOT-  анализ, подводящий итоги структурно-динамического анализа инновационного потенциала Московской области и тенденций в области становления региональной инновационной системы. Представлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности региона в области инноваций, на основе которых можно выработать в перспективе стратегию инновационного развития Московской области.

   Таблица 1
SWOT – анализ Московской области


Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие научной базы для инновационного развития экономики

Сокращение числа научных организаций

Будущее место организаций предпринимательского сектора в числе научных организаций

Сокращение числа малых предприятий отрасли «Наука и научное обслуживание»

Высокий уровень инновационной эффективности предприятий

Невысокий уровень оплаты труда научных работников

Эффективно-развивающаяся система инновационной инфраструктуры

Нехватка собственных средств, предприятий на инновационную деятельность

Угрозы

Возможности

Достаточно высокий уровень инновационного развития национальной экономики

Выгодное экономико-географическое положение

Зависимость от законодательных инициатив на федеральном уровне

Устойчивые темпы экономического развития Московской области

Отсутствие целенаправленной инвестиционной политики в стране

Инновационно-ориентированная региональная политика области

Недостаточное государственное финансирование НИОКР

Эффективное инвестиционное законодательство


Взаимные контакты московских и зарубежных производителей

В ходе проведенного исследования автором предложена методика определения инвестиционной активности предприятий и организаций Московской области . Автор вводит понятие «ромб инновационной активности» (рис.4). Согласно предложенной методике под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал  необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.
3 









Рис. 4. Ромб инновационной активности

В третьей главе: на примере Московской области разработаны основные направления совершенствования механизма формирования и развития финансовых механизмов, способствующих коммерциализации инновационных технологий; определены основные направления совершенствования экономического механизма государственного регулирования научно-инновационной деятельности, мероприятия по модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ.

В настоящее время в России действует ряд финансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации. К ним в первую очередь относятся Российский фонд технологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в 1994 г.), Венчурный инновационный фонд (ВИФ)(создан в 2000 г.).

Однако бюджеты всех названных фондов достаточно скромные и колеблются  в  пределах  1,5 – 4%  государственных  расходов  на  гражданскую
науку.

По мнению автора, РФТР мог бы работать более эффективно при изменениях в механизме его деятельности, которые могут быть осуществлены по следующим направлениям.

1. В проектах, где требуется получение заемных средств, РФТР мог бы выступить гарантом их возврата или гасить процентные ставки по возврату банковских кредитов. Мировой опыт показывает, что возврат даже 50% средств в такие фонды является хорошим показателем их эффективности.

2. РФТР мог бы стать источником государственных вложений в развитие венчурной индустрии в России.

3. РФТР мог бы стать одним из главных государственных источников инвестирования в инновационную инфраструктуру.

4. В условиях все еще слабой реализации результатов отечественных НИОКР на российском рынке многие научные коллективы ищут возможности их продвижения на зарубежные рынки. Для продвижения на мировой рынок отечественной наукоемкой продукции, целесообразно создать совместные научно-технические фонды, где учредителем от имени России мог бы также выступить РФТР. Для этого требуется разработать и утвердить на правительственном уровне условия и порядок участия РФТР в международных научно-технических фондах.

В результате проведенных исследований установлено, что определенные сложности в работе Фонда содействия связаны не только с бюджетными ограничениями, но и с тем, что он по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением и, в то же время, по ряду признаков (самоуправляемость, наличие в структуре управления наблюдательного совета, распределение финансирования на основе грантов) соответствует понятию «фонд», определенному Гражданским кодексом (ст. 118).  В связи с этим возникают проблемы, связанные с определением понятия и сущности грантового финансирования и проблема прав на интеллектуальную собственность, созданную на счет бюджетных средств.
Вместе с тем, в российском гражданском законодательстве понятие грант как вид сделки отсутствует. В Гражданском кодексе (глава 38) взаимоотношения сторон (исполнитель, заказчик) при проведении научной и научно-технической деятельности регламентируются договором (контрактом) на выполнение работ. Однако выделение гранта на выполнение научных исследований в силу многих особенностей (безвозмездность, безвозвратность, необходимость сделать результаты общественным достоянием) не может быть приравнено к договору.

Таким образом, по мнению автора, необходима гармонизация общего гражданского и специального законодательства применительно к понятию «грант».
Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что одна из существенных причин, почему в России венчурные фонды не получили развития, состоит в том, что государство не берет на себя реальных рисков.
Участие региональных органов власти в стимулировании инноваций. На настоящий момент специализированных финансовых институтов, осуществляющих целевое финансирование инновационных высокотехнологичных проектов и фирм, в регионах нет, в том числе и в Московской области. В некоторых городах существуют фонды поддержки предпринимательства, однако, как установлено в ходе исследования, суммы, перечисляемые из региональных и муниципальных бюджетов в соответствующие фонды, носят символический характер. Сбалансированные региональные программы инновационного развития либо отсутствуют, либо, если есть, финансируются по остаточному принципу.
Одним из направлений совершенствования экономического механизма государственного регулирования научно-инновационной деятельности является совершенствование налоговых инструментов ее обеспечения. Автор отмечает, что в России единая система налогового воздействия на инновационную деятельность отсутствует.
4Анализирую нормативно-правовые акты Московской области: «Закон о научной и научно-технической деятельности в Московской области» и «Закон об инновационной деятельности в Московской области» в диссертационной работе предлагается налоговый механизм воздействия на инновационные процессы (рис.3). Суть, которого заключается в том, что имеющаяся в настоящее время статистическая информация об инновационной деятельности (количество инноваций, патентов, инновационной продукции и инновационно-активных предприятий) не дает исчерпывающего представления об инновационной деятельности административно территориальной единицы (АТЕ). В связи с этим отсутствует возможность объективного сравнения инновационной активности до, и после применения налоговых льгот. В сложившейся ситуации было бы ошибкой равно как переоценивать, так и пренебрегать воздействием налоговых льгот на интенсивность инновационной деятельности. Поэтому при принятии решений предлагается воспользоваться следующим подходом.

Рис. 3. Механизм предоставления налоговых льгот по платежам в региональный бюджет (на примере Московской области)
При предоставлении налоговых льгот конкретным хозяйствующим субъектам необходимо ориентироваться на степень важности инновационной деятельности данного предприятия или организации для АТЕ и степень воздействия предоставленных льгот на данный субъект инновационной деятельности. При этом предлагается использовать алгоритм изложенный ниже.
Предлагается использование метода ранжирования показателей объединенных в группы и вычисление интегрального показателя на основании установления весов групп. Данный метод является частным случаем, метода анализа иерархий и в самом общем виде может быть представлен формулами:
5 ,
где I -  интегральный показатель (ранг) проекта;
k - число уровней иерархии k = 1,2 и т.д.;
l, m - число групп в k-ом уровне иерархии;
Bkz - ранг z-ой группы в k-ом уровне иерархии;
n - количество показателей в группе;
ai - ранг показателя в группе;
Xi - оценка (балл) показателя.
При этом оценка показателя вычисляется как:
6
где Xmax - максимальное значение показателя в генеральной совокупности;
Xmin - минимальное значение показателя в генеральной совокупности;
Pmax - максимальный балл для данного показателя;
Pmin - минимальный балл для данного показателя;
Xr - значение показателя.
В заключительной части работы рассмотрены направления совершенствования законодательной базы, тех блоков нормативно-законодательной базы, которые напрямую связаны с поддержкой инновационного процесса на всех его фазах.
Анализ содержания нормативно-законодательной базы показал, что она должна  включать следующие группы:

  • Документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).
  • Постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти в части инновационной деятельности.
  • Программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.
  • Инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В заключение диссертационной работы перечислены основные научные результаты исследования.
Основные результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях автора:

  • Лалушкина А.Ю. Развитие финансовых механизмов, способствующих коммерциализации инновационных технологий // Аудит и финансовый анализ. – №3. – 2008. – 1,0 п.л. (Журнал, рекомендованный ВАК Минобрнауки РФ).
  • Лалушкина А.Ю. Государственная поддержка производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности // Инновации и Инвестиции. – № 2. – 2008. – 1,2 п.л. (Журнал, рекомендованный ВАК Минобрнауки РФ).
  • Лалушкина А.Ю. Государственное регулирование инноваций в России // Научно-практическая конференция «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации», 9 – 10 октября 2008 года. – М.: МГИМО, 2008. – 0,2 п.л.
  • Лалушкина А.Ю. Формирование новой экономической среды национальной инновационной системы // XX Международные Плехановские чтения: Сборник тезисов и докладов. - М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 2007. – 0,2 п.л.

Методика использована автором при проведении НИР в рамках выполнения федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» в Международном институте Бизнес Тренинга

Авторское представление об инновационной активности разделяет анализируемую систему на три части: 1) «вход» – инновации и ресурсы; 2) «оператор» или механизм преобразования входа в выход (организационно-управленческие решения); 3) «выход» – результат в виде новых продуктов, услуг, знаний.  Это позволяет установить четыре самых важных фактора инновационного процесса компании, которые сводятся в так называемый «ромб инновационной активности»


ЛАЛУШКИНА Анна Юрьевна