18 ноя 2010

проект: «Информационно-аналитические технологии и системы поддержки принятия решений в условиях информационной среды ситуационного центра»


Широкое распространение ситуационных центров (СЦ) в госорганах (при Полномочных представителях Президента в федеральных округах, при администрациях регионов) в течение последних двух лет начали работу СЦ в Правительстве Российской Федерации и Администрации Президента, центр управления кризисными ситуациями является результатом программы по созданию системы ситуационных центров органов государственной власти.

К основным проблемам сегодняшнего развития СЦ в Российской Федерации участники ежегодной научно-практической конференции «Ситуационные центры и информационно-аналитические средства поддержки принятия решений» (Ситуационные центры 2010), проведенной  Российской академией государственной службы при Президенте РФ 27 - 28 апреля 2010 года  относят:

- тенденцию роста коммуникационной составляющей: функция общения начинает превалировать над аналитической составляющей использования ситуационных центров в государственном, муниципальном и корпоративном управлении;

- недостаток специалистов, владеющих новационными методами анализа эмпирической информации, инструментарием организации процесса группового принятия решения в условиях информационной среды СЦ.

Как показывает практика, на данный момент СЦ исполняют роль центров оперативного управления, диспетчерских пунктов, сбора массива информации, что приводит к дублированию некоторых функций специализированных организаций. В результате деятельности СЦ появляются блоки разрозненной информации, которые не позволяют определить необходимые и достаточные организационные, финансовые и др. управленческие решения первым лицам государства и руководителям регионов. В силу перечисленных причин, ситуационные центры в настоящий момент также не могут использоваться в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».[1] В частности, при разработке стратегий социально-экономического, политического развития России, концепций обеспечения национальной безопасности, национальных приоритетных проектов и т.п.

Как результат - замечание Президента России на заседании Совета безопасности 27 апреля с.г. о низком уровне аналитической проработки, представляемых СЦ информационных материалов, мало пригодных для принятия конкретных решений.

В качестве прогноза можно сказать, что к началу 2012 года у коммерческих организаций, комплектующих СЦ, проявится проблема сбыта продукции, т.к. создание структуры СЦ в регионах (курируется ФСО) в основном будет завершено. Основная проблема для группы лоббирования, предложившей идею СЦ – это проблема наполнения содержанием созданной структуры СЦ.       

Из-за высоких темпов трансформации социально-экономических и политических отношений будет проявлено противоречие между увеличением количества анализируемой информации и готовностью государственных служащих к выполнению определенного вида аналитических работ, что потребует активного использования в стратегическом планировании и оперативном управлении групповых методов разработки и принятия решений в условиях ситуационных центров.

Для российского научного сообщества и практиков до сих пор остается нерешенной проблема обеспечения согласованности и взаимодействия социальных субъектов в процессе реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, концепций долгосрочного развития Российской Федерации, а также измерения результатов управленческой деятельности, мониторинга и оценки эффективности реализуемых национальных проектов и программ.

В данном случае, требует решения вопрос о новых методах, моделях, средствах и технологиях исследования социально-экономических, административных и политических процессов; развития информационно-аналитических технологий и систем поддержки принятия решений.

В качестве выхода из сложившегося положения на уровне теоретической и практической новации для управленцев, а также аналитиков и специалистов по информационным технологиям, участвующих в подготовке управленческих решений, предлагается проект по формированию курсов обучения стратегическому планированию в системе государственного управления на базе ситуационных центров.

В рамках предлагаемого проекта будет осуществляться обучение управленцев и необходимых специалистов стратегическому планированию с целью тиражирования инновационных методов, моделей и технологий в системе государственного управления, который предполагает реализовать следующий комплекс мероприятий:

- формирование и работа федеральной и региональных групп управленцев, специалистов в области социального проектирования, системного анализа по практической реализации и внедрению в пилотных регионах инновационных разработок по стратегическому планированию на базе СЦ;

- отработка алгоритма стратегического планирования в системе государственного управления на пилотных регионах РФ (4-5 регионов с различным уровнем социально-экономического развития для сравнительного анализа);

- проведение совместно с СЦ РАГС 144 и 72 часовых курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих из 17 регионов РФ по программе «Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений» (в рамках системного подхода и технологий ГРУП ситуационного центра).

- расширение возможностей ситуационного центра РАГС для участия  международных междисциплинарных коллективов экспертов с целью анализа ситуации в развитии многосторонних отношений в рамках надгосударственных организаций и структур (например, ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ЕС).



[1] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации». 

КОРНИЛОВИЧ Владимир Адамович