12 дек 2016

Бочков С.И.

(Председатель Совета Некоммерческого партнёрства «Неправительственный инновационный центр»)

 

Фантастическое будущее России

(Контекст проведения Форума)

 

Направленность на обеспечение информационных свобод граждан России закреплена такими документами как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»[1] и государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»[2]. В основу вышеуказанных нормативно-правовых актов положена идеологема Окинавской Хартии 2000 года, принятой на саммите G8, о необходимости создания «открытого государства» для повышения эффективности взаимодействия государственных органов и гражданского общества. Впоследствии наш Президент признал G8 как "клуб по интересам", что ставит под сомнение необходимость "безудержной открытости".

С незапамятных времен известно, что на «информационном поле» противоборство ведется постоянно не только на межгосударственном уровне, но и между различными корпорациями и социальными группами, а также  людьми между собой. Ещё Сунь-Цзы в трактате «Искусство войны» писал: "Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны… Одержать сотню побед в сражениях – это не предел искусства. Покорить противника без сражения – вот венец искусства".

Официальным началом "холодной войны" можно считать принятие 8 августа 1948 года Директивы 20/1 "Цели США в отношении России» Советом национальной безопасности США, в которой отмечено: "....война качественно нового типа, где оружием является информация, а борьба ведется за целенаправленное изменение общественного сознания. Задача - внедрение в общественное сознание таких ложных представлений об окружающем мире, которые позволили бы в дальнейшем манипулировать как населением страны, так и ее правящей элитой".

Впервые понятие «информационных войн» было введено в отчете Томаса Рона «Системы оружия и информационная война», подготовленным для компании Боинг (1976 г.). После распада СССР, как результата «холодной войны» понятия «информационное оружие», «информационные войны», «информационное противоборство» прочно вошли в обиход Минобороны США. В 1996 г. Минобороны США ввело в действие «Доктрину борьбы с системами контроля и управления», а в октябре 1998 г. – «Объединенную доктрину информационных операций».

При подготовке спецопераций в Панаме (1988г.), «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1991 – 1992 г.г.), "Союзная сила" в Югославии (1999 г.) американцами были апробированы основные элементы «информационной войны», когда заранее создавались специально подобранные и проинструктированные группы журналистов и фоторепортеров для «правильного» освещения будущих событий. При этом разрабатывались мероприятия по ограничению доступа в зону боевых действий нежелательных журналистов[3].

Наиболее «удачной» с точки зрения США информационной операцией стала поддержка агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. Больше года после военного конфликта не только зарубежные СМИ или политические круги Европы, Азии и Африки, но широкие слои населения этих стран были убеждены - военная агрессия была со стороны России против Грузии.  Все это результат хорошо спланированного информационно-психологического давления как на население подвергшихся агрессии стран, так и мировую общественность.

Таким образом, можно констатировать, что средства массовой информации в XXI веке являются одними из ключевых средств геополитического противоборства. Т.В.Гуржеянц[4] отмечает: «....организация с помощью средств массовой информации мощных информационных воздействий позволяет формировать у индивидуумов, групп и даже всего общества восприятие событий в желательном направлении».

Один из известных украинских теоретиков информационных войн  Г.Г.Почепцов отмечает применение "новых подходов и методов управления информационным пространством:

-        новые методы управления виртуальным пространством;

-        новые методы дезориентации (шок, хаос и под.) с целью введения новых правил;

-        новые методы индивидуализации воздействия, рассчитываемые на одного индивида;

-        новые методы работы с мирским и сакральным;

-        интенсификация атак и нападений в новых пространствах (социальные медиа, киберпространство)".

В настоящее время Россия в целом сдерживает информационные атаки т.н. "западного мира" и в оперативно-тактическом плане действует достаточно успешно.

Однако, необходимо отметить два фактора, которые "сводят на нет" все усилия государства в противостоянии "западу":

-        отсутствие четких стратегических целей (желательно параметризованных);

-        парадигма мира, основанная на принципах "либеральной демократии" Ф.Фукуямы, не отвечает современным запросам мирового сообщества.

Как феномен "стратегическое управление" является одним из главных противоречий в теории управления. Это противоречие заключается в том, что элита (знать - рус.), достигшая 50-80 летнего возраста должна уметь планировать стратегии развития страны на 20-30 (а может и 50) лет вперед и  не рассчитывать на прижизненные сиюминутные результаты.     

Понятие "информационные войны" в основном используется для отражения атак в информационном пространстве при ведении боевых действий (или террористических операций) или подготовки к ним.

Гуманитарные войны носят стратегических характер. Если противник начал отвечать на отдельные информационные выпады и ввязался в обсуждение инфопровокаций, а не пресечение этих провокаций, то со стратегической точки зрения он (противник) проиграл. Приведем последний пример агрессии, когда по сути против российских спортсменов были введены допинговые санкции из-за применения "Мельдония". Информационная атака создает представление у иностранцев, что "Россия синонимом допинга".

Внедрение в сознание людей идеологем, на основании которых общество меняет свое отношение (или поведение) к традиционным культурным (духовным и научным) ценностям, приводит не только к разнообразию мнений в обществе, но и к принятию ряда правовых актов (законов, постановлений, стандартов и т.д.), противоречащих зачастую просто здравому смыслу. Копирование западных идеологем-фальсификатов приводит к большему ущербу, чем ведение боевых действий. Гуманитарная агрессия против России в настоящее время носит многомерный векторный характер. В связи с этим особую актуальность приобретает не столько сдерживание информационных атак (реализованные угрозы) любыми силами и средствами, сколько выявление потенциальных угроз стратегического характера.  

Ответ должен носить ассиметричный характер. У России есть уникальный шанс использовать свой исторический опыт. Самым главным завоеванием современности является сохранение России как самостоятельного суверенного государства при смене различных форм государственной власти за последние 100 лет. За незначительный отрезок времени по историческим меркам Россия прошла путь от монархии через диктатуру пролетариата и развитой социализм, минуя капитализм дикого запада до либеральной демократии сегодняшнего дня. А учитывая преодоление нескольких кровопролитных войн и их последствий, Россия имеет право на формирование новой парадигмы мира и, прежде всего, непротиворечивого мировоззрения для собственных граждан.

За всю свою историю Россия привыкла бороться "ПРОТИВ". Современность требует формализации стратегических ориентиров "ЗА". И одного призыва к патриотизму не достаточно.

Представляется, что граждане России как никогда нуждаются в современной системе взглядов на стратегическое развитие страны. Представляется, что кроме сильной армии и спецслужб России нужны новые философские доктрины, обращенные не столько в историю многострадальной страны (хотя знание истории приветствуется), а в будущее. Госзаказ отраслевым институтам на разработку тех или иных стратегий мало что дает в качестве руководства к действию. Взаимодействие ученых, экспертов и специалистов из различных отраслей деятельности может дать синергетический эффект в случае заинтересованности государства, причем за не большие деньги. Философы, психологи, социологи, филологи, юристы, писатели, инженеры и т.д. в рамках небольших научных коллективов смогут инициировать новые эффективные формы и содержание стратегического развития России.

Фантастическая литература всегда влияла на умы большого количества читателей. Г.Г.Почепцов отмечает: "Сегодня новое входит в нашу жизнь не только сквозь мир вещей, но и сквозь фильмы и книги, что позволяет трансформировать разум зрителя и читателя, делая его более восприимчивым к новым трендам. Новый человек формируется не только и не столько компьютером (кстати, тот же Тиль считает, что технологии остановились в семидесятые, а компьютеры лишь изменили коммуникации, но не реальный мир), как новыми идеями, а фантастика может активировать в нашем разуме не задействованные до этого части головного мозга"......"Современный мир выстроен мечтателями. Но чтобы пробудить их, нужны литература и искусство, которые несут «витамины будущего» тем, кто в состоянии их воспринять. Мир всегда будет изменяться людьми, хотим мы этого или нет".

© Бочков С.И., 2016



[1] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ N Пр-212 от 07.02.2008.

[2] О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010. N 1815-р.

[3] Гуржеянц Т.В., Дербин Е.А., Крылов Г.О., Кубанков А.Н. Информационные операции современности: учеб. пособие,  - М.: ВАГШ, 2004. – С. 39-40.

[4]  Гуржеянц Т.В. там же, С. 46.


Бочков С.И.