16 авг 1999

Бочков С.И.

"Информационное общество: поиск социальных детерминант формирования массового, группового и индивидуального сознания"


1. Ведение.

Главная особенность современного этапа развития России - стремительное продвижение всего общества по пути построения рыночной экономики, возрастание значимости субъектов Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Происходящие в связи с этим за последние годы в стране структурные преобразования системы государственного управления вызвали необходимость ускорения информационных процессов на всех стадиях принятия наиболее важных решений не только государственными структурами, но и предприятиями и организациями различных форм собственности, а также отдельными гражданами. Все это предопределило информационный взрыв, связанный с компьютеризацией и внедрением новых телекоммуникационных систем с учетом требований, сложившихся в мировой практике.

2. Информация  и ее роль в развитии современного общества.

2.1. Определение понятия информация.

Прежде, чем  приступить к рассмотрению основного вопроса о социальных детерминантах массового, группового и индивидуального сознания информационного общества представляется целесообразным определиться в основных понятиях, таких как "информация""информатика", "информационные процессы ".

Дословный перевод с латинского языка  слова Informatio на русский означает разъяс­нение, изложение, осведомление и как тер­мин обыденного языка относится к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности. Информация означает совокупность сведений о каких-ли­бо событиях или фактах.

2.2. Информация как объект научного исследования.

Основные исторические этапы ин­формационной эволюции общества обу­словлены появлением различных носите­лей информации и способов обмена между людьми, а именно: письменность, книго­печатание.

В наше время понятие информация ассоциируется с компьютера­ми, рекламой, издательской деятельно­стью, телевидением, телекоммуникациями,  средствами массо­вой информации. Считается, что в науку это понятие было введено в 1928 г. Р. Хартли (США) для обозначения меры количест­венного измерения сведений, распро­страняемых по техническим каналам связи (безотносительно к со­держанию этих сведений). Указанные сведения из-за ограниченных возможностей самого человека в фик­сации и передачи устной речи, информация преобра­зуются сначала в форму знакового или языкового сообщения, а за­тем передатчиком в форму сигнала, удоб­ную для передачи по техническим ка­налам связи, что пред­полагает операцию кодирования с после­дующим декодированием на стороне приемника [1].

Необходимо отметить, что устойчивый интерес к информации, как объекту рассмотрения стал проявляться у специалистов различных областей знаний в начале ХХ века в связи с развитием средств связи. И только начиная с 50-х годов, когда средства связи и обработки информации стали оказывать существенное влияние на производственную сферу [2], это понятие прочно вошло в научный обиход.

К 70-м годам развитие вычислительной техники и систем передачи различных сообщений привело к формированию самостоятельной научного направления - информатики. В настоящее время информатика это наука, которая изучает информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизмы воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники [3]. Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистической - через учение о формальном языке и знаковых системах. Она тесно связана с такими науками, как теория информации, кибернетика, системотехника.

2.3. Значение информации в методологии научного познания.

Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение природного явления или поведения объекта как процесса обработки информации, а также признания единства законов обработки информации в искусственных, биологических и социальных системах. Необходимо отметить, что понятие информация является одним из центральных понятий современной филосо­фии. Среди философов проявляется постоянный ин­терес к осмыслению феномена информации. Так, в бывшем СССР в 70-80 годах проводилась огромная работа Институтом философии АН СССР. В частности, обсуждая философские проблемы и обобщая опыт исследований в области проблем кибернетики на тот период времени,  Н.Т.Абрамова отмечает: "Значительно усилилось внимание к понятию информации. Это не только одно из самых распространенных, но и наиболее дискуссионное понятие современной науки. Весьма существенным вкладом советских исследователей явилась разработка идеи объективности феномена информации; детально исследовалась идея о связи информации и отражения; уделялось внимание анализу специфического различия информации и отражения" [4].

В стремлении дать определение по­нятию информация ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (пре­имущественно теоретико-математиче­ских) толкований того, что собой пред­ставляет информация и как она может измеряться коли­чественно, до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсаль­ного метаязыка, всеобщей метатеории и т.п.  Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие информация в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Информация  в обы­денном смысле есть, прежде всего, опре­деленное содержание, однако именно эта  содержательная сторона информации ос­тается до настоящего времени наиболее неясной. Споры о природе информации продолжаются до сих пор. Данное поня­тие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия наряду с веществом и энергией.

Разработки в области теории информации со­действовали сдвигам в методологии на­учного познания, которые нашли выра­жение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разно­образия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти ка­тегории философии "отношение" и "раз­нообразие" являются сегодня основным вопросом, от решения которого зависит определение природы информационных явлений.

Рабо­ты таких ученых, как Э.С.Фишер, К.Э.Шен­нон, были направлены на количественной анализ сообщений. Однако результаты этих работ не объясняют вопросы каче­ства информации. Интерпретация информации в этих работах носит абстрактно-математический характер. Основная идея заключается в том, что разработанные указанными учеными методы, позволяют определить лишь среднее количество информации, приходящейся на одно сообщение в слу­чае его выбора. Но информации выбора сообщения не есть информация самого сообщения. А. Н. Колмогоровым бы­ло показано, что статистическое поня­тие информации выражает не абсолютное ее коли­чество, а дополнительную информацию, дополне­ние к имеющемуся у получателя инфор­мационному содержанию.

Этим был дан толчок, во-первых, разработке тезаурусной модели и, как следствие, семантической и прагма­тической концепций информации, во-вторых, уточнению взаимосвязи между информацией и раз­нообразием.

Дальнейшие исследования проблемы информации связаны с трудностями, с которыми столкнулись разработчики кибернетиче­ских моделей распознания образов, ма­шинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений. Смысловые характеристики естественно­го языка, образного и понятного мышле­нию человека, многозначны и контину­альны, их представление в виде дискрет­ных множеств с четко и однозначно фиксируемыми различиями между эле­ментами ("буквами", "словами") возмож­но лишь в ограниченной степени.

2.4. Социально-общественная роль информации.

Вместе с тем многочисленные иссле­дования феномена «информация»  обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и про­цессами в сложных системах управления. При этом информация предстает как функциональ­ное свойство процессов управления, не­отделимое от последних. Опыт информатизации различных организаций показал, что собственно информация, каналы ее распределения, методы и средства хранения и обработки  оказывает существенное влияние на организационные структуры общества и эффективность их деятельности [5]. 

В отечественной философии уже более трех десятилетий существуют два противоречащие друг другу подхода, которые легли в основу концепций атрибутивной и функциональной информации. "Атрибутисты" трактуют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи (Б.Ахлибинский, Л.Баженов, Л.Петрушенко и др.). "Функционалисты", напротив, связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем (В.Вержбицкий, Г.Вдовченко, Н.Жуков и др.) [6].

3. Информационное общество.

3.1. Информационные ресурсы.

В настоящее время уже стало общепринятым считать конец ХХ века - периодом информационных технологий. Это связано, прежде всего, с проникновением информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека. 

Из области математических проблем теории информации дискуссии переместились в область про­блем влияния информации на социально-этическую и политическую сферы общества. Информация превратилась  в самостоятельный ресурс, наряду с энергоресурсами и другими природными ресурсами. Так, в России Федеральным законом  "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и предприятий различных форм собственности, научных и учебных учреждений, общественных организаций. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, учет, регистрация, накопление, хранение, ведение и представление информации по запросам пользователей.

Объ­ективной причиной внимания различных государств к информационным ресурсам являются те значительные преимущества, которые дает государствам и ре­гионам, организациям и физическим ли­цам развитие информационной инфраструк­туры: возможность сжатой во времени пе­реработки больших  массивов информации, практически мгновенной организации связи в пределах земного шара для передачи информации, про­ектирования сложных систем и управле­ния ими и др.

3.2. Новый этап развития цивилизации.

Сам термин "информационное общество" был выдвинут в 1969 году советником Агентства экономического планирования профессором Ю.Хаяши (Япония). Одним из первых проблемы "информационного общества" рассмотрел японский ученый Е.Масуда

В ряде работ термин "ин­формационное общество" символизирует по существу новую социальную парадиг­му (Д. Белл, О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустри­альной. Реальные преимущества, в воз­растающей степени получаемые государ­ствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми информационными технологиями и компьютерными сетями, приводят к из­менению характера экономических, по­литических и социальных отношений, семьи, быта, досуга, образа жизни, пере­ворачивают традиционные представле­ния о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства.

Таким образом, информационное общество - это формирующееся в постиндуст­риальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется все­сторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постинду­стриальному обществу. Кроме того, само по­стиндустриальное общество может пони­маться как первая ступень информационного общества. В этом смысле анализ проблем информационного общества связано с рассмотрением постиндустриального об­щества как первого в истории информационного общества.

4. Социальные детерминанты массового, группового и индивидуального сознания.

4.1. Смена приоритетов в общественной деятельности. 

Информационное общество можно по­нимать как самостоятельную ступень ис­торического развития цивилизации, сле­дующую за постиндустриальным общест­вом. Оно характеризуется, прежде всего, производством информации, уровнем информированности населения и разви­тия образования. В "социальных рамках информаци­онного общества" Д. Белла развитие по­нятия информационное общество выражает переход от постин­дустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к домини­рованию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие "информационное общество" отражает новые аспекты развития постиндустри­ального общества, является его дополни­тельной характеристикой.

Для исследования возможных путей развития информационного общества в западных социально-фи­лософских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Ханта "Постинформационное общество"), т. е. тео­ретическое рассмотрение проблем информационного общества имеет свое дальнейшее развитие в кон­цепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-ин­формационное общество. Установление подобия системы генетической инфор­мации ДНК, генетических структур био­сферы и информационных структур со­циальной организации ноосферы позво­лило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "вирту­альная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Лю-эна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детермини­рующей основы информационного общества, на которой преж­ний рациональный механизм производ­ства информации сменяется вероятност­ным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "вир­туальной реальности" происходит фор­мирование "избыточных" социально-ин­формационных структур информационного общества: в нем из­быточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информа­ционных структур, "виртуальная реаль­ность" Бодрийяра становится реально­стью информационного общества. В этом плане понятие информационного общества отражает, с одной стороны, способ рас­пространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информа­тизации и компьютеризации общества.

4.2. Социальные проблемы информационного общества.

«Информатизация» всех сфер жизнедеятельности современного челове­ка, с точки зрения ее пессимистически настроен­ных критиков, сопровождается дегумани­зацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реаль­ность существования в иллюзорном мире.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что информация оказывает влияние на психическую жизнедеятельность человека. Это влияние связано с проблемами представления знаний, общения, понимания. Уже сегодня проблема компьютеризации обнаруживается в появлении маньяков компьютерных игр, ухода человека от реальных проблем жизненных в "виртуальную реальность" [7].

С социально-психологической точки зрения ин­форматизация разрушает привычные при­родные ритмы и циклы жизнедеятельно­сти людей; с нравственно-этической - вытесняет ценность и привлекатель­ность живого общения, сопереживания, понимания; с политической - резко усиливает возможности манипулирова­ния массовым и индивидуальным созна­нием, влияния "четвертой власти" - ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè, изменяет потенциал властных элит, в том числе посредством перемещения полномочий, и возможностей последних из внутригосударственной сферы в об­ласть иерархии межгосударственных от­ношений.

Стои­мость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько во­площенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие информационное общество выражает пе­реосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального раз­вития. Определенный уровень социаль­ной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать опре­деленные качественные аспекты разви­тия общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информа­ции как основы развития информационного общества - опре­деленной ступени развития общества.

4.3. Тенденции в изменении мировоззрения. 

В информационном обществе определенным образом происходят  изменения мировоз­зрения, связанные с отходом от класси­ческой картины мира. В этом аспекте понятие информационного общества отражает последова­тельную смену основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального и постиндустриально­го общества) и к миру социальной ин­формации - "киберпространство", в котором сейчас работают только програм­мисты-интеллектуалы, становится инфор­мационным пространством социально-культурного и, следовательно, социаль­но-экономического развития информационного общества [8]. На этом основано производство информа­ции, являющееся становым хребтом структур информационного общества, в отличие от промышленного производства индустри­ального общества. Образование и наука определяют уровень производства ин­формации и степень развития информационного общества.

Проблемы функционирования струк­тур информационного общества вплотную смыкаются с пробле­мами искусственного интеллекта (напри­мер, нейрокомпьютеры, программы распознавания образов, экспертные системы в различных областях знаний). Понятие интеллектуаль­ного и информационного капитала является важным для концепции "информационного общества". Так, например, интел­лектуальная собственность Билла Гейтса - руководителя фирмы "Майкрософт" (лидера мирового рынка про­граммного обеспечения для компьютер­ной индустрии), собственность которого оценивается миллиардами дол­ларов, во многом способствовала соз­данию нового вида собственности и ав­торских прав на программную продук­цию, формированию международной системы авторских прав на интеллекту­альную собственность.

Информационный взаимообмен про­низывает структуру духовной культуры информационного общества, опирающейся уже не столько на клас­сические средства массовой информации "Эры Гуттенберга" в понимании Мак-Лю-эна, сколько на инновационные элек­тронные средства массовой информации. К последним сейчас с полным правом можно отнести «Интер­нет»: как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему ин­формационных услуг "Интернет" являет­ся глобальным средством массовой ин­формации. Только в России в настоящее время насчитывается более 1,5 миллионов пользователей "Интернета".

4.4.  Повышение роли информационной безопасности.

Роль информации как стратегиче­ского ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информа­ции, манипулирующих массами, обще­ственным мнением. С развитием аудио­визуальной техники, глобальных компь­ютерных сетей с многомиллионной ауди­торией во всех развитых странах, с элек­тронной почтой, различными журнала­ми, конференциями, досками объявле­ний и т. п. внутри информационной сети «Интернет», аккумулирующих информа­цию, доступ к ней характеризует возмож­ности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информацион­ная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, гло­бальные средства массовой информации типа Евровидения,  Национальная Информационная Инфраструктура (НИИ) США, а также Информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), создаваемая  в интересах органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать, научно-технический прогресс привел к созданию информационного общества, в котором информация считается одним из главных факторов владения современным миром. В связи с чем противоборство различных государств все более и более переходят в информационную сферу, где вопросы информационной безопасности выходят на первый план наряду с другими вопросами национальной безопасности. Это связано с активной разработкой за рубежом программ "информационной войны". Так, в США только в 1995 г. выделен 1,0 млрд. долларов для разработки концепции и программы “информационной войны”.

4.5. Основные характеристики информационного общества.

Эвристически информационный обмен в обществе можно охарактеризовать по следующим признакам:

- размах циркуляции - от минимального (непосредственно межличностного) до максимального (глобального);

- время циркуляции - минимум однократное, до неопределенного по длительности;

- направление движения - горизонтальное (между индивидами или структурами одного социального уровня), либо вертикальное (между индивидами или структурами разных социальных уровней); 

- эмоциональная окраска информации;

- способ производства - может быть персонифицирован (информация, исходящая от индивида как в связи, так и вне связи с его социальной ролью) или безличен (информация, исходящая от группы людей, а также индивида без указания на него);

- цель производства - воздействие, согласие, побуждение информирование и т.д.

Социальными характеристиками раз­вития информационного общества являются информированность различных его социальных групп, доступ­ность информации, эффективность рабо­ты служб массовой информации и их воз­можности обратной связи, уровень обра­зования, интеллектуальные возможности общества, прежде всего, в информацион­ном производстве.

С социально-исторической точки зрения, не­гативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз ра­циональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы инфор­мационного господства в масштабах пла­неты. В современной типологии исследо­ваний информации среди "оптимистов" заметна тенденция разработки на основе теории информации всеобщей метатеории и всеобщего ин­формационного метаязыка для научных и вне научных областей знания. Извест­ный российский исследователь информации И. Юзвишин, разрабатывая новую обобщенную науку — информациологию (1993), пред­лагает концепции информационного кода человека и Вселенной, информационные подходы к сохранению здоровья и увеличению дол­голетия, построению нового мирового сообщества и др. Цель будущего видится в создании единого мирового распреде­ленного информационно-сотового сооб­щества новой информационной цивили­зации, а в гносеологическом аспекте - в революционном прорыве посредством информации в трансцендентные миры.

5. Спорные вопросы об информации.

На протяжении многих лет проблему соотношения сознания и физического мира было принято считать скорее философской, чем естественнонаучной. Так, например И.Кант утверждал: "Пространство есть только форма нашего созерцания, а не действительный предмет, который можно было бы созерцать внешне" [9].

В конце прошлого века перед всей теоретической физикой стояла проблема соотношения двух видов материи: "грубой" (вещество) и "тонкой" (излучение, эфир). Однако, по мнению некоторых современных исследователей, проблема объединения всех известных взаимодействий в рамках единой концепции не может быть успешно решена без решения психофизической проблемы. Речь идет о таких феноменах, как передача мысли на расстояния (телепатия), передвижение предметов за счет воздействия психической энергии (телекинез), преодоление сил гравитации (левитация),  экстросенсорика, ясновидение и т.д.  Исследования в этой области всегда оставались в стороне о фундаментальной науки в силу отсутствия возможности формально объяснить те или иные явления. Однако на рубеже нашего века была выдвинута программа сведения физики к геометрии  (Клиффорд, Эйнштейн), что позволило сформулировать в рамках теории относительности понятие кривизны пространства-времени и соотнесение его с гравитационным взаимодействием. Между тем, развитие этого понятия было расширено за счет введения в оборот другого геометрического понятия -  кручения. В настоящее время усилия многих ученых направлены на реализацию такого подхода в рамках концепции спин - торсионных полей (полей кручения), что дает возможность рассмотреть с единых позиций целый ряд, казалось бы, разнородных проблем, которыми занимается традиционная наука [10].

 Наибольший интерес вызывает теория "Физического вакуума", разработанная Г.Шиповым [11]. Основной целью его исследований является попытка объединить представления культур Востока и Запада об окружающем нас мире. В соответствии с предлагаемой Г.Шиповым семантикой психофизических феноменов предлагается семь уровней физической реальности: твердое тело (земля), жидкость (вода), газ (воздух), плазма (огонь), Физический Вакуум (эфир), первичные торсионные поля (поле сознания) и Абсолютное "Ничто" (Божественная монада). Наибольший интерес вызывают последние три уровня и в первую очередь "поле сознания". Отмечается три основных свойства этого поля:

- способность переносить информацию без переноса энергии;

- передавать информацию со скоростью, превышающую скорость света;

- распространяться не только в будущее, но и в прошлое.

Вышеуказанное поле несет в себе информацию о всей реальности, оно способно воздействовать на сознание человека и в результате этого воздействия происходит вербализация научного или религиозного знания (явления).

Необычные свойства полей кручения, следующие из теоретических соображений и обнаруженные экспериментально, позволяют надеяться, что в рамках спин - торсионных представлений может быть достигнут существенный прогресс в понимании психофизических явлений. Кроме того, использование новых представлений и методов исследований может позволить существенным образом изменить технологии производства компьютеров и волоконно-оптических линий связи уже в недалеком будущем [12].

6. Выводы.

6.1. «Информатизация» в настоящее время затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека и оказывает существенное влияние на государственное и социальное устройство общества.

6.2. Развитие информационных технологий носит глобальный характер для всего мирового сообщества. При этом производство информационных ресурсов, их обработка и хранение, а также организация доступа к ним по каналам связи становятся определяющим фактором в дальнейшем развитии целого ряда государств и обеспечении их процветания.

6.3.  Внедрение новых телекоммуникационных, компьютерных и программных систем приводит к изменению характера массовой культуры, системы образования, связанных повышением общеобразовательного уровня, расширением кругозора, гуманизацией  духовной жизни людей.

6.4. Информатизация ведет к изменениям в политической сфере, затрагивая интересы практически каждого человека. Средства массовой информации (телевидение, радиовещание, компьютерные сети и т.д.) предоставляют людям  информацию о наиболее значимых событиях на всех уровнях (глобальном, региональном, районном и т.д.) структуры демократического общества, на основании которой каждый человек может свободно принимать решения самостоятельные решения.

6.5. Вместе с тем необходимо отметить и проблемы, возникающие в информационном обществе: обострение борьбы за мировое информационное господство, средства массовой информации способны манипулировать общественным мнением, негативные воздействия на психику отдельных людей.

6.6. Развитие новых теорий, связанных со спин-торсионными полями, может привести к изменению традиционной картины мира и человеческого сознания, значение которых для дальнейшего развития общества в настоящее время трудно прогнозируемы.   


Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.  Cовременный философский словарь (под редакцией д.ф.н. профессора В.Е.Кемерова). М.: "ПАНПРИНТ, 1998.

2.  С.И.Бочков. "Влияние средств связи и информатики на инфраструктуру организации", Информационно-публицистический сборник ФАПСИ, № 2, 1999.   

3.  "Математика", БЭС, М:. "Большая российская энциклопедия", 1998.

4.  Н.Т.Абрамова, "Философские вопросы кибернетики", Философия, естествознание, современность. М.: Мысль, 1981.

5.  Д.Хемптон "Организации будущего", Современное управление, американская ассоциация управления (под редакцией д.э.н Карпухина и д.э.н Б.Мильнера), т.1, М:.Издатцентр, 1997.

6.  И.Н.Панарин "Информационно - психологическое обеспечение национальной безопасности России", М:. 1998.

7.  "Философия", (учебник под редакцией д.ф.н. В.П.Кохановского). Ростов-на-дону, "Феникс", 1999. 

8.  "Словарь по кибернетике" (под редакцией академика В.С.Михалевича)  - ГРУСЭ им. М.Божана - 1989.

9.  И.Кант, "Критика чистого разума", Симферополь, изд. "Реноме", 1998.

10. А.В.Московский, И.В.Мирзалис. "Сознание и физический мир". Сознание и физический мир, выпуск 1,  М: "Яхтсмен", 1995.

11. Г.Шипов, "Явления психофизики и теория физического вакуума" Сознание и физический мир, выпуск 1,  М: "Яхтсмен", 1995.

12. А.Е.Акимов, В.Н.Бигин "Компьютеры, мозг и вселенная как физическая проблема", Сознание и физический мир, выпуск 1, М.: "Яхтсмен", 1995.

©

БОЧКОВ Сергей Иванович