19 июн 2012

Корнилович Владимир Адамович

(Руководитель программы НП НИЦ «Социальная инициатива», кандидат социологических наук, заместитель заведующего исследовательского отдела учебно – исследовательского центра Московской Федерации профсоюзов)

 

«К вопросу о понятии «Гуманитарные индустрии»

 

II Международный Форум 2010 года в своей резолюции отметил, что «гуманитарные индустрии», основанные на информационных технологиях, могут стать одним из важнейших направлений стратегического развития инновационной экономики России.

Понятие «гуманитарные индустрии», вводимое НП НИЦ в общественный оборот, является системообразующим: в плане описания и понимания различных аспектов социально-экономических отношений производства, распределения и потребления культурной продукции; признания культуроцентричности в качестве основного требования при планировании и проведении реформ, внедрения новых социальных практик; неотъемлемого элемента обеспечения приоритетного национального проекта, разрабатываемого и реализуемого органами государственной власти и местного самоуправления. Оно определяет место и роль, а также гражданскую ответственность перед обществом, в первую очередь, производителей культурной продукции.

Нужно сказать, что мы не единственные кто пытается осмыслить  данный феномен. Например:

Гуманитарная парадигма в социологии ориентирована на построение моделей понимания ценностного ориентированного социального мира и выявление его смысла.

Социология культуры изучает культурное производство, распределение и потребление. Главной задачей социологии культуры является выявление внутренней культурной архитектуры социального смысла, с помощью анализа понятий кодового, нарративного и символического действия.

Визуальная социология – производство, потребление и смысл визуального изображения трактуется как визуальная продукция общества. Основной постулат – создание, понимание и потребление визуальных изображений обусловлено социальными условиями и символическими кодами, смыслами и т.д. визуальной культуры.

В виталистской социологии культуроцентричность, язык, формы социокультурной деятельности имеют народнохозяйственное значения для развития инновационной экономики, в первую очередь – это сохранение жизненных сил, жизненного пространства человека и общества. «Культура как социальное явление может быть истолкована в понятии овеществленных и овеществляемых сил человека, как ненаследственная память человеческого сообщества, его жизненный опыт, воплощенные в предметах, текстах, пространственных искусствах, живописи, песнях, поговорках и т.д.».[1]  Речь – это паспорт энергохозяйства, духовных и телесных сил человека, способность общества выжить.

Культура, по определению Д.С. Лихачева, выступает «как основа духовной безопасности народа, как базовая предпосылка и критерий выработки моделей общественных преобразований»[2]. Один из законов существования культурно-исторического типа, открытых еще в XIX веке Н.Я.Данилевским, касается политической независимости. Состояние государственного языка является достоверным индикатором усиления или ослабления национальной государственности. Перспектива незащищенной национальной культуры и государственного языка может быть самой печальной, вплоть до замены их другой культурой и другими государственными языками.

Понимание творческой самодеятельности граждан, в том числе, в художественном творчестве, поэзии, литературе, в общественных объединениях, раскрывает: 1) внутреннюю мотивацию человеческих поступков и действий; 2) связывает познавательную и нравственную деятельность человека с его свободой. Эта линия в интерпретации самодеятельности развита в трудах классиков, в том числе, работы К. Маркса, Рубинштейна, социальных психологов, литературных критиков и т.д., в различных вариантах классификации нравственных поступков, их детерминации и самодетерминации.

С позиции НП НИЦ творческую самодеятельность граждан следует понимать не столько как контроль над действиями государства, сколько выработку собственных стандартов и организацию на их основе собственной жизнедеятельности на уровне локального сообщества, региона и общества в целом.

Деятельностную сторону развития и упорядочения общественных отношений в сфере производства, распределения и потребления культурной продукции мы рассматриваем как социальную активность индивида и социальных групп.

В конкретном случае стоит отметить, на наш взгляд, не ценности определяют основное поведение человека, а социальные институты определяют допустимые и возможные варианты поведения, которые способствуют достижению результатов индивидуальной и коллективной активности в различных сферах жизнедеятельности общества. Социальные институты мы понимаем как нормы, ценности, цели и функции, модели поведения. В структуре социального института содержаться и учреждения. Наличие у социальных институтов цели и функции позволяет управлять изменениями при внешнем задании этих целей или функций.

Поэтому с точки зрения социального управления процессом модернизации общества, реализации приоритетных национальных проектов, следует исходить из того, что эффективность и результаты социальных преобразований могут быть обеспечены при использовании методов институционального управления, где функциональное взаимодействие социальных институтов в процессе реализации задач развития общества обеспечивается нормативно-ценностным механизмом. Этот механизм и реализуется посредством гуманитарной индустрии.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что «гуманитарная индустрия» - это создание культурного продукта (книга, теле-, радио- передача, концерт, смыслов, символов, форм социокультурной деятельности и т.п.) и организация его потребления, в том числе, трансляция и коммуникация. Между производителями и специализированными организациями, занимающиеся трансляцией и распространением культурной продукции возникаю отношения коммутации. Коммутация  — это процесс соединения абонентов коммуникационной сети через транзитные узлы. Гуманитарная составляющая в деятельности производителей культурной продукции проявляется в реализации общественно значимой функции - поддержание единого культурного пространства, обеспечивающего сохранение и развитие жизненных сил человека и общества.

Сквозная тема гуманитарной индустрии – производство и поддержание культурного, смыслового пространства позволяет перейти к стратегическому проектированию развития российского общества, конструированию институциональных систем, подготовки социальных технологий по проведению изменений и, в конечном итоге, определить конкретные задачи для гуманитарной индустрии, подготовить и принять управленческие решения на государственном уровне.

Итак, учитывая все указанные особенности, гуманитарные индустрии определяются нами и в качестве элемента приоритетного национального проекта и элемента управления его реализацией, что требует специальной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих для ее использования в управлении.       

В практическом выражении усилия, предпринятые НП НИЦ по развитию понятия «гуманитарные индустрии» выразились: а) в теоретическом представлении понятия; б) в разработке оснований методологической организации социально-проектной деятельности органов государственной власти, где значительное внимание уделено социально-философскому основанию национальных проектов; в) в подготовленной учебной программе для государственных гражданских и муниципальных служащих по методологии стратегического проектирования (федеральный, региональный, муниципальный уровни); г) в Положении о сертификации специалистов, прошедших подготовку.

НП НИЦ  зарегистрировал в соответствии с российским законодательством систему добровольной сертификации «Интеллектуальная собственность и сервис» (регистрационный № РОСС RU.И818.04ФББ0), а также стандарт по регистрации результатов интеллектуальной собственности, основанный на процессной модели IS0 9000.



[1] Марченко, Ю.Г., Григорьев, С.И. Культурология Русского мира. Научное и учебно-методическое издание. / Ю.Г. Марченко, С.И. Григорьев. – М.: Русаки, 2010. – 432 с.

[2] Лихачев, Д.С. Декларация прав культуры. СПб., 2000. – С. 17.


Корнилович Владимир Адамович