19 июн 2012

Зыков Виталий Валерьевич

(Кандидат технических наук, член Союза писателей России)

 

«Основные составляющие электронной культуры»

 

Развитие средств телекоммуникации, их объединение в некое общее сетевое пространство привело к формированию принципиально новой реальности. Реальности, которой ещё не было в истории человечества, и основополагающей характеристикой которой следует считать такие понятия как виртуальность, оторванность от каких-либо материальных носителей. И не важно, в какой момент технологическая среда обмена данными — Интернет — трансформировалась в нечто большее, в новое культурное явление. Гораздо важнее, что именно породил технологический рывок, что собой представляет явление, которое уместно называть «электронной культурой».

Но начнём с простого. Что же такое сегодня Сеть, из чего она состоит, какова не техническая — все эти сервера и сайты, — а содержательная часть?

Что ж, её можно описать достаточно просто — электронные книги, музыкальные файлы, рисунки, видео, персональные блоги, страницы социальных сетей, форумы, чаты, игры, средства массовой информации, специализированные  профессиональные и полупрофессиональные сегменты (вроде «облачных» вычислительных площадок). Всё остальное укладывается в рамки перечисленного выше. То есть если, к примеру, взять пиринговую сеть, то все указанные элементы в ней точно будут присутствовать.

 Порой звучат голоса тех, кто к электронной культуре относит только книги, музыкальные файлы, рисунки и видео. Мол, всё это хранится в Сети, свободно в ней обращается, а раз так, то именно оно культурой и является.

 

 

Такой подход в корне не верен.

Прежде всего это связано с тем, что в русскоязычной зоне Интернета имеет место размытие и замещение понятий текст-книга, музыкальная композиция-музыкальный файл, рисунок-файл рисунка, видео-видеофайл. Что порождает откровенно странные выверты общественного сознания, при котором авторы теряют право распоряжаться своей интеллектуальной собственностью. Ну как же, чтобы скачать файл ведь не требуется никаких затрат, а значит и платить не за что. То есть все те традиционные культурные аспекты, всё то, что подразумевается под самим слова культура — литература, кино, живопись и прочее в Сети низводится до банального переписывания файлов. Фактически выхолащивается ценность самого творческого процесса.

Поэтому прежде чем относить перечисленные вещи к электронной культуре необходимо отделить собственно информационную составляющую — главную ценность — от, говоря языком компьютерщиков, контейнеров для её хранения, то есть файлов. Процесс это непростой, тяжёлый, очень инерционный, но, тем не менее, подвижки уже наметились, и имеется немало работ, где данная проблема рассматривается достаточно подробно.

Но разве культура только это, разве можно ограничиваться традиционной трактовкой? Отнюдь нет. Чем чаще всего занимается в Сети среднестатистический пользователь? Читает книги? Увы, нет. Слушает музыку, смотрит кино? Нет и ещё раз нет. Большую часть времени интернет-большинство проводит во всевозможных блогах, тематических форумах, социальных сетях. Различные способы общения, вот то, чем занимается пользователь, вот то, что оказывает на него наибольшее влияние.

Ведь что такое блог — это сборник заметок автора-блогера, по форме напоминающий дневник с сопутствующей атрибутикой вроде даты и заголовка. Содержательная часть гораздо более обширна — кто-то жалуется

на жизнь, кто-то пишет о путешествиях, кто-то играет в политического или иного обозревателя, а кто-то занимается всем этим сразу плюс чем-нибудь ещё. И единственное отличное от традиционного «бумажного» дневника, это его открытость и доступность для комментирования. Вот только это отличие моментально тянет за собой ещё целую кучу вещей: рейтинги популярности, накрутку посещений, сетевые хулиганства или, иначе говоря, троллинг, скандалы и сетевые войны. То есть получается, что появление блогов привело к возникновению целого социального явления, которое оказывает влияние даже на реальную жизнь. Разве можно не считать его частью культуры?

Или возьмём те же форумы-чаты. Формально это просто офф- или онлайн площадки для общения, иногда тематические, иногда нет. Но там где собираются люди, тем более люди чужие, скрывающиеся под анонимными именами и разделённые друг от друга гигантскими расстояниями неизбежно появление сетевых правил поведения. А вместе с ними и собственного арго, преступности, разделения на своих и чужих. Это что, тоже никак не влияет на культуру?

А социальные сети? Да, они начинались со страничек с информацией о себе и небольшой фотографии, но их эволюция была стремительна. Теперь это гигантские колоссальные образования, в которых отражена едва ли не вся жизнь пользователя, указаны его друзья, интересы и предпочтения. В которых ежедневно возникают и исчезают сообщества по интересам, проводятся акции и встречи.

Кстати об акциях. Да-да, флэшмобы или стихийные акции «в реале» пришли именно из Сети, со временем превратившись в мощный инструмент для организации массовых мероприятий. И даже, увы, противоправных выступлений. За примерами далеко ходить не надо. И это всё тоже часть электронной культуры.

А если вспомнить YouTube с помощью которого теперь каждый может ощутить себя, то ли режиссёром-оператором, то ли журналистом. Всего-то и надо, что снять видео на телефон и выложить на сайт. И каков результат? Видеоролики веселят, рекламируют, «увольняют» чиновников и порождают акции протестов, лгут и говорят правду.

Так что же такое электронная культура? Попробуем сформулировать.

Электронная культура — это социальное явление, базирующееся на виртуальном анонимном обмене данными посредством компьютерных сетей, сопровождающееся созданием новых форм самореализации, общения и развлечения. Свобода доступа, информационная насыщенность, в том числе и откровенно ложными данными, открытость и вместе с тем подверженность массовым манипуляциям, свобода от этических и иных норм — всё это основные черты электронной культуры. И именно в таком формате её необходимо воспринимать и влиять на сопровождающие её феномены.

 

Использованная литература:

1. С.И.Бочков «О создании единого информационного оператора в области культуры», 2-й международный форум «Популярная литература и современное общество».

2. Л.В.Баева «Электронная культура — новый феномен информационной эпохи».

 

Зыков Виталий Валерьевич