11 июл 2013

Черноземова Елена Николаевна

(Доктор филологических наук, профессор

Московского педагогического государственного университета. Москва, Россия)


«Детское словесное творчество в век компьютеризации»

 

Классики педагогики выделяют несколько страстей, живущих в ребенке: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. В современном мире все ярче и неуклоннее дети проявляют страсть к творчеству. Современные дети, творчески решая проблемы, поставленные современностью, порой указывают взрослым пути их решения.

В 2011 году 13-летний школьник из  Феодосии Лев Бондарев, к тому времени уже  он автор 6 опубликованных книг, обозначил проблему отсутствия издательств и сколь-либо полных изданий, которые бы систематически публиковали материалы разных областей творчества детей и подростков. Преодолевая имеющуюся лакуну, школьник сам концептуально и технически разработал и в течение более двух лет ведет сайт детского творчества «Оранжевый верблюд» http://www.orangecamelfound.hdd1.ru . Сейчас автору и ведущему, успешно на общественных началах осуществляемого проекта, 16 лет, он окончил первый курс Национального университета радиоэлектроники в Харькове.

Сайт открыт для всех, кто хочет поделиться своими произведениями, словесными, графическими и живописными, техническими, в том числе в области информационных технологий. За полтора года существования сайт обрел постоянных консультантов (Добрую Фею, Веселого Волшебника, Смешинку, Единорога, Изобретателя Шурупов и др.) и около 200 авторов от 4 до 19 лет из Беларуси, Казахстана, Литвы, Молдовы, России (от Калининграда до Южно-Сахалинска), Украины (от Ужгорода до Днепропетровска). Некоторые из них стали постоянными корреспондентами и посетителями сайта на протяжении полутора лет. На сайте возникли постоянно действующие рубрики и персональные страницы самых активных авторов.

Цель создания и работы сайта определяется, как необходимость показать детям, что их творчество нужно людям и этому миру, а так же как генерация оптимизма и распространение его по миру, а также организация всемирного сообщества творчески мыслящих детей и подростков. С материалами сайта можно знакомиться для повышения настроения и чтобы убедиться, что дети заняты не только выполнением домашних заданий и тем, что расстраивает родителей, но любят и много полезного и прекрасного, они способны на искреннее и позитивное творчество, вдохновляют сверстников и взрослых, умеют вести за собой и постоять за себя, меняют отношение сверстников и взрослых к миру и к себе и саму атмосферу вокруг себя.

В разделе словесного творчества есть два типа материалов. Один из них больше заинтересует педагогов, учителей, тех, кто занят развитием письменной речи, ведет студии и кружки литературного творчества. Это работы, выполненные по заданию консультантов, упражнения по риторике, то, что принято называть писательством. Такие работы не лишены творческого начала, часто бывают интересны, как самостоятельные произведения, содержат своеобразные ходы, художественные образы.

Есть материалы, которые заинтересуют психологов и тех, кто профессионально работает и осмысливает природу детского творчества, уровень сознания современных детей, их предрасположенность к созданию нового. Интересно, что методы таких исследований порой подсказывают сами дети. Ученица 10-а класса города Артёмовска Донецкой области  (Украина) Екатерина Чуприна представила на конкурс ученических работ 2012 года исследование «Перспективы эволюции человечества с точки зрения антропного принципа организации Вселенной и взглядов учёных – космистов В.И.Вернадского и К.Э.Циолковского». В работе,  наряду с анализом взглядов философов-космистов и обоснованием избранных для исследования подходов, Катя провела тестирование 57 старшеклассников и 20 учителей, с целью выявления степени креативности сознания и потребности в философском осмыслении действительности, используя 4 теста Торранса, изначально предназначенные ученым для разных возрастов: 1. перечислить как можно больше способов применения какого-либо предмета; 2. рассказать, что случится, если птицы и звери смогут говорить на языке людей; 3. составить предложение из четырех слов, начинающихся с одной и той же указанной буквы; 4. назвать наибольшее количество функций предмета обихода.  Подсказанный способ был использован с целью выявления того, что из предметов повседневного окружения дети осознают как необходимое для творчества. Полученные ответы показали, насколько одухотворенно и творчески дети осознают окружающие их предметы повседневности.

Посетителям сайта были заданы следующие вопросы-здания:

1. Назвать самый необходимый каждому из них предмет для творчества.

2. Назвать как можно больше его определений.

3. Перечислить как можно больше способов его применения.

4. Составить предложение из четырех слов, так, чтобы в нем было использовано название избранного предмета и все слова начинались с одной и той же буквы.

На задание откликнулись посетители сайта в возрасте от 8 до 14 лет.

Полученные ответы показали, что в окружающих предметах ценится функциональность, как бытовая, так и творческая:

«Предмет, который нужен мне для творчества – стирашка. Она белая, мягкая, большая, длинная, прямоугольная, резиновая, лёгкая, упругая. Ею можно стирать, чтобы рисовать, исправлять текст, стирать один рисунок, чтобы нарисовать на той же бумажке второй, ею можно жонглировать или просто подкидывать и ловить одной рукой. Её можно подложить под телевизор, чтобы он не дёргался, когда двигают стол. Вообще, её ещё можно использовать, чтобы подчищать мелкие пятна на чём попало, только потом надо будет потереть её грязным местом обо что-нибудь. Я без неё – как без рук, без стирашки творчества не получится. Я недавно читала книжку, как научиться рисовать, и там сначала рисуют простые фигурки, потом в некоторых местах их подтирают, и получаются сложные фигурки, звери и люди».

(Оля Жайворонская, 8 лет, Красноярск)

«Предмет, который мне нужен для творчества – стол. Он большой и удобный. Этот стол не простой. В нём есть много ящичков, в которых лежат тетрадки, книжки, принадлежности для письма, краски и ещё много всякого разного, например, коробочка из-под конфет, в которой лежат вкладыши из жвачек, которые я коллекционирую. Ещё в этой коробочке вырезки с разными зверями в смешных позах. Например, там есть котёнок, который сидит в поварёшке, а на ушах и шее у него висит лапша. И подписано: «Приятного аппетита!» И ещё там есть всякие такие вырезки».

(Соня Патлажан, 12 лет, Одесса)

Неясность функций некоторых предметов, необходимых для взрослых, рождает ощущение таинственности, загадочности, желание освоить их функции и принадлежать миру неведомого, но, в то же время, провоцирует на изобретение предполагаемых сфер его использования:

Транспортир.

«У папы он есть. Папе в творчестве он очень нужен, но я не знаю точно, что это такое, и для чего его на самом деле нужно использовать. Но это предмет.

Он металлический, серый, полукруглый, тонкий, слегка острый, блестящий.

Им можно резать хлеб.

Его можно положить в пенал и старшеклассники скажут, что ты крутой пацан.

Его можно поставить прямой стороной кверху и покачивать туда-сюда, пока думаешь о чём-нибудь.

Им можно делать солнечных зайчиков.

Им можно злить папу, когда режешь им хлеб.

Им можно злить папу, когда забираешь его у папы.

Его можно вешать на нос, или на ухо, или на язык, чтобы все смеялись.

Тонкий тёмный тайный Транспортир»

(Сеня Коломийченко, 8 лет, Нежин)

Предмет, необходимый для творчества, перестает быть обыденным, выбивается из повседневности, делает ее особенной, вдохновляет, у него может быть своя романтизированная история, он может стать соратником в шалостях, быть помощником в различных предприятиях.

Карандаш

«Простой, боевой, крепкий, слегка поцарапанный, «сувенирный», с корабля «Товарищ», штурманский, толстый, длинный, деревянный, гравированный, не влезающий в точилку.

Им можно рисовать чёртиков на обоях.

Им можно драться.

Им можно забивать гвозди, когда молоток у соседей.

Им можно гнуть колесо велосипеда, и потом не будут болеть пальцы.

Его можно кидать, и собака его будет приносить. Только потом его кончик будет слегка крошиться.

Им иногда бабушка раскатывает тесто.

Карандаш купили, как коня»

(Посетитель младшей группы кружка «Берёзка»,

пос. Фетинино Псковской обл., 10 лет)

К 13-14 годам возникает стойкое желание переосмыслить складывающиеся стереотипы, обрести свободу от поведенческих штампов.

Телевизор.

«Чёрный, крутой, новый, плазменный, дорогооой, уже достал.

Телевизор можно тихо ненавидеть.

Телевизор можно ненавидеть и громко.

Начинать громко ненавидеть телевизор лучше с утра, когда мама включает его, чтобы посмотреть погоду, чтобы знать, что надеть, но вместо этого садится смотреть сериал про Клона-2.

Телевизором можно угрожать («А ну, иди делать уроки, а то не разрешу смотреть телевизор!..»)

Телевизором можно придавить какую-нибудь бумажку, которую нельзя показывать родителям.

Под телевизор можно прятать деньги.

Телевизором можно заслонить пятно на обоях.

Телевизор можно включить очень громко, когда не хочется слышать то, что говорят. («Пойди, выброси мусор!» – «Я  не слышу, телевизор громко орёт»).

Если хочется интересной жизни и телевизор уже достал, можно выкинуть его в окно на голову тем, кто мешает спать в два часа ночи, заснять это на мобильник и выложить на YouTube.

Тяжёлый телевизор тащат трое.

Тюкни телевизор тяжёлым топором!!!»

(Виктор Коломийченко, 13 лет, Нежин)

При этом раздражающим поведенческим стереотипом не считается повторение действий, способствующих созданию атмосферы покоя и радости, сопутствующих возникновению творческой атмосферы.

Кофейная чашечка.

«Для творчества мне нужна кофейная чашечка. Кофе в ней бывает очень редко. Чаще в ней бывает чай. Или сок. Или компот. Мне подарили её на день рождения, когда мне исполнилось 11 лет. Было ещё блюдце, которое очень быстро разбилось.

Чашечка маленькая, белая, с двумя орешками и листочком на боку и золотистой полоской по краю. Когда она стоит на моём письменном столе под настольной лампой, я чувствую, что я дома, и на душе становится спокойно и радостно.

Чаще чистите чайную чашку!»

(Даша Молчанова, 14 лет, Львов)

Особой темой, осваиваемой современным сознанием, становится выстраивание отношений с достижениями научно-технического прогресса, становящимися приметами повседневности. Важным осознается выстраивание с ними разумных отношений, основанных на самоограничении и использовании связанных с ними новых возможностей во благо.

Компьютер.

«Заниматься творчеством можно и без компьютера. Но посылать работы на сайт «Оранжевый Верблюд» можно только на компьютере. Тогда о наших работах узнают все.

Компьютер – полезная и нужная вещь, только нельзя заниматься им больше 40 минут. На компьютере можно рисовать, писать стихи, рассказы, смотреть сайты, читать книги, смотреть кино, играть в сапёра, познакомиться с мужчиной или женщиной и написать, письмо и заказать слуховой аппарат для тёти Люды.

Когда компьютер купит каждый?»

(Посетитель младшей группы кружка «Берёзка»,

пос. Фетинино, Псковской обл., 10 лет)

Те же соображения высказываются более старшими посетителями сайта, выполнявшими задание по созданию кодексов чести самых разных существ и предметов. Самыми многочисленными и занимательными при этом оказались кодексы чести котов. Но, продолжая тему освоения бытовых персональных компьютеров, обратим внимание на следующий текст, остроумно использующий олицетворение и до некоторой степени признание компьютерной зависимости, от которой пытаются отгородиться более младшие, видимо, еще прислушивающиеся или вынужденные прислушиваться к мнению взрослых.

«Кодекс чести компьютерной мышки

1. Мышка должна следить за здоровьем хозяина и не давать ему долго сидеть за компьютером. Для этого она должна зацепляться проводом за все выступающие части стола и вообще препятствовать работе хозяина, чтобы он сказал: "Да ну его, этот комп!" и ушёл.

2. При посещении сайтов мышка должна выключаться в самые разнообразные моменты, чтобы не допустить хозяина на порносайты и сайты с вирусами.

3. Мышка должна помнить, что она - почти живое существо, и жить своей жизнью.

4. Мышка должна стремиться убежать и для этого без конца падать на пол.

5. Сейчас все передовые технологии испытывают на мышах. Поэтому мышка должна испытывать на себе все самые новые разработки в сфере искусственного интеллекта»

(Зубров Дима, 13 лет, Марганец)

Показателем того, как современные дети мыслят повседневность в будущем, стараясь преодолевать стереотипы и выражая комичность мышления, стали разработки ими домов будущего.

«Я бы не хотел обычный дом. В будущем ни у кого не будет обычных домов, люди будут летать в разные концы Космоса, к Марсу, к Юпитеру, и им не нужны будут дома, они будут жить прямо на кораблях. И корабли эти будут такими большими, что там будут и школы, и университеты, и люди будут умные, и им никогда не будет скучно, ведь в открытом Космосе никому не может быть скучно. Я бы хотел, чтобы мы жили на таком корабле».

(Посетитель младшей группы кружка «Берёзка»,

пос. Фетинино Псковской обл., 9 лет)

Таким образом, письменные высказывания наших юных современников дают возможность убедиться в том, что вещная повседневность для них одухотворена, воспринимаема творчески, с боязнью подвергнуться нежелательным стереотипам и огромным желанием этого избежать.

Помимо литературно-словесных упражнений на сайте размещены литературно-художественные произведения разного уровня, жанров и литературных родов: роман, повести, сказки, стихотворные зарисовки, умело и по-детски ярко запечатлевающие настроение. Есть авторы, дар, глубина суждений и умение которых поражают. Здесь есть роман о людях, которые называют себя иерархами и открывают людям их прошлые жизни, после чего многие сходят с ума или кончают жизнь самоубийством. Подростки - персонажи романа идут к !иерархам! для того, чтобы сказать, что так делать не надо.

Есть повесть-сказка «Моя кошачья жизнь», написанная от имени кота.

Есть лирические, поражающие по силе и точности выражения отклики на современную повседневность.

Авторы сайта взаимодействуют, создают иллюстрации к произведениям друг друга, откликаются на живописное творчество поэтическими произведениями. Они входят в литературный процесс, создавая произведения-отклики на книги давно признанных авторов: по мотивом гриновских «Алых парусов», произведений и судеб поэтов серебряного века, по итогам посещения пушкинских мест.

На сайте есть возможность оставлять отклики и критические замечания. Авторы сайта ждут их.

Существование сайта доказывает правоту точки зрения его создателя в том, что детям и подросткам необходим выход и живая реакция на их творчество.

Черноземова Елена Николаевна