05 июн 2015

Севостьянов В.Л. (Ученый секретарь Парламентского Центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» Федерального Собрания РФ)

 «Реалии борьбы за мир на этапе информационных и гибридных войн»

Тезисы:

Анализируются угрозы безопасности мирового сообщества, связанные с широким применением в криминальных целях современных информационно-коммуникационных технологий. Они используются как структурами  организованной преступности и  международного терроризма, так и властями ряда стран с гегемонистской внешней политикой для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В реальных современных конфликтах роль информационной составляющей в противоборстве держав неуклонно возрастает. Мир вступает в эпоху информационных и гибридных войн. Формируются специальные кибервойска, деятельность которых никак не регулируется существующими международными соглашениями. При этом создается опасность неконтролируемой эскалации конфликтов со стадии информационного противодействия в виртуальном пространстве до стадии реального полномасштабного вооруженного столкновения (в том числе с применением средств массового поражения). Поэтому проблемы обеспечения информационной безопасности (и прежде всего в Интернете) требуют международного правового регулирования. В решении этой сложной проблемы большую позитивную роль могло бы сыграть международное экспертное сообщество. Российские парламентские эксперты готовы взаимодействовать с зарубежными коллегами.

 

Доклад:

 «Парламентский     Центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (ПЦ «НТИС) основной уставной задачей имеет экспертно-консультационную поддержку парламентской деятельности при рассмотрении проблем развития науки и техники, защиты и эффективного использования отечественных интеллектуальных достижений. Эти проблемы тесно связаны с задачами нашего государства по обеспечению мира, предотвращению губительной для человеческой цивилизации войны с широким применением средств массового поражения. Полностью избежать конфликтов в обозримом будущем , видимо, не удастся – об этом свидетельствует  исторический опыт, но необходимо хотя бы «удерживать ситуацию в рамках». Очень многое тут зависит от политики государств в сфере обращения информации.   Поэтому с самого начала своей деятельности мы уделяем большое внимание проблемам правового регулирования информационной безопасности. В наши дни обеспечение информационной безопасности становится важным фактором поддержания национальной безопасности, необходимым условием устойчивого развития страны.

             Информационная безопасность включает в себя два важнейших аспекта: безопасность сохранности и обращения информации (включая защиту от несанкционированного доступа к ней) и общественная безопасность самой циркулирующей информации. В связи с этим в мире сложились два принципиально разных подхода к рассмотрению проблем информационной безопасности. Первый (который разделяется государственными властями России и большей частью российской общественности) признает важность и возрастающую актуальность обоих упомянутых аспектов. Второй, отстаиваемый на политическом уровне властями США и ряда их союзников, заключается в признании лишь первого аспекта и игнорировании второго - на словах эти правовые субъекты выступают за «безграничную» свободу информации; это можно связать с их активным участием в информационных войнах, особенно в сети Интернет.

Рассматривая первый аспект информационной безопасности, следует прежде всего выделить сложные проблемы правовой защиты интеллектуальной собственности (в том числе в Интернете) – по этому направлению в последнее время в России при активном участии экспертного сообщества достигнуты существенные успехи:  приняты законы, регулирующие защиту литературных и аудио-визуальных произведений и т.д..

Вместе с тем следует признать нарастание объемов экономического ущерба от «пиратского» пользования информацией. Это объективный процесс, связанный в общим возрастанием роли нематериальных активов на этапе перехода от индустриальной к информационной модели развития общества. Важно отметить: мировое сообщество налаживает взаимодействие по этому аспекту информационной безопасности. Прежде всего надо признать настоятельную необходимость принятия совершенствования национальной нормативно-правовой базы в этой сфере.  Руководствуясь этим, ПЦ «НТИС» выступил с инициативой разработки Национальной стратегии в сфере интеллектуальной собственности.

Гораздо более сложная ситуация сложилась по второму аспекту информационной безопасности. Как достижение можно отметить лишь положительный мировой  опыт правового регулирования ряда проблем (таких, как борьба с рекламой терроризма и оборотом наркотиков, а также детской порнографией). Здесь, как мы видим, мировое сообщество в целом не возражает даже против фильтрации контента, т.е. фактически введения соответствующей цензуры. В 2006 г. ПЦ «НТИС» провел в стенах Государственной Думы международное экспертное совещание, где впервые был поставлен вопрос о необходимости законодательного противодействия организованной преступности и международному терроризму в связи с распространением информационных кибератак и других криминальных проявлений в сфере высоких технологий. Более того, на том совещании был сделан вывод: по мере достижения мировым сообществом успехов в борьбе с «традиционными» методами организованной преступности и терроризма, криминальная активность будет все более смещаться в сферу Hi-Tech. Экспертное сообщество прогнозировало тогда рост объемов противоправного воздействия на сайты органов государственной власти, на сети управления хозяйственно-экономической инфраструктурой (в то  числе для инициирования аварий и катастроф с целью посеять панику в обществе), даже на системы управления силовыми подразделениями.

Вместе с тем мы тогда ещё не представляли себе в полной мере потенциальных угроз, включая фактически осуществляемую в Интернете сегодня террористическую  деятельность на государственном уровне – а именно так можно квалифицировать, например, грубое информационное вмешательство во внутренние дела зарубежных стран и пропаганду там «цветных революций», осуществляемую США и их союзниками. В этом случае субъектами подобных негативных управляющих воздействий выступают, как правило, структуры, афилированные с органами власти «информационного агрессора». В информационном поле странами с гегемонистской внешней политикой разрушается краеугольный камень всей системы международного права – принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Следует учесть, что благоприятную обстановку для подобных воздействий объективно создают, в частности, идущие программы демократизации общественной жизни  - «Электронная демократия», «Открытое правительство» и т. п.

Особая роль отводится при этом социальным сетям, ставшим инструментом не только коммуникации, но и организации подобных акций.  Воздействие оказывается прежде всего на молодежь, не выработавшую в процессе приобретения жизненного опыта соответствующего иммунитета, но для которой Интернет «по факту» является основным СМИ. На молодежь через Интернет и социальные сети сейчас оказывается активное регулирующее воздействие (влияние) с целью дестабилизации внутриполитической обстановки.

Мир вступает в эпоху информационных и гибридных войн. В реальных современных конфликтах роль «информационной составляющей» в противоборстве держав неуклонно возрастает. Многие российские парламентские эксперты считают, что фактически III Мировая война состоялась в 80-х – 90-х годах XX века и велась преимущественно в информационном пространстве. В результате той масштабной информационной войны с соответствующим морально-психологическим воздействием на население многих стран распались сначала организация Варшавского договора, затем СССР, Югославия, произошли другие драматические изменения.

Информационные войны к настоящему времени достигли ещё большого размаха и отличаются задействованием специалистов высокой квалификации – так, во многих странах мира в составе спецслужб формируются особые кибергруппы или даже кибервойска. Их деятельность сейчас никак не ограничивается и не регулируется международными правовыми документами. Эта правовая коллизия требует скорейшего разрешения и парламентское экспертное сообщество России призывает зарубежных коллег к взаимодействию. Следует учесть: в нынешнюю эпоху развития методов «гибридных войн» активность в соответствующем применении ИКТ будет неуклонно возрастать. При этом создаются условия для эскалации международных конфликтов со стадии информационного противоборства в виртуальном пространстве до стадии реального вооруженного столкновения (в т.ч. с применением оружия массового поражения).

В связи с упомянутыми соображениями можно сделать вывод:  в эподу информационных и гибридных войн актуальной задачей органов государственной власти становится создание надежной и эффективной системы управления рисками в сфере информационных коммуникаций.  По мнению многих экспертов ПЦ «НТИС», Интернет следует на законодательном уровне признать   средством массовой информации и распространить на контент все те требования к обороту информации, которые предъявляются к  остальным электронным СМИ. Соответствующая ответственность должна быть введена и для субъектов деятельности в Интернете,  включая провайдеров. При этом совсем не обязательно действовать тотально-запретительными мерами, как в ряде стран – достаточно по фактам выявленных нарушений привлекать к соответствующей ответственности. Большую пользу принесет в связи с этим правовое регулирование  отказа от анонимности при размещении информации. Это должно, естественно, обеспечиваться необходимой организационно-технической базой. Что касается чисто технической стороны этого дела, то особо сложных проблем нет. Такая практика широко применяется в Китае и ряде других стран. Как зарубежными, так и российскими специалистами разработаны  надежные  и эффективные методы и технологии идентификации  и аутентификации при мониторинге размещения информации в Интернете. Более того, имеются соответствующие предложения по международной стандартизации технологий и алгоритмов в этой сфере - введение их в практику в нашей стране отвечало бы духу и букве Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Специалисты ПЦ «НТИС» считают целесообразным разработку и принятие по этому направлению закона прямого действия и ряда подзаконных актов.

Учитывая высокую актуальность и значимость рассматриваемых проблем, сотрудники и эксперты ПЦ «НТИС» считают необходимым незамедлительно приступить к разработке и принятию соответствующих внутрироссийских и международных правовых актов. В будущем потребуется также наладить эффективный мониторинг правоприменительной практики в этой сфере. Большую позитивную роль в упомянутых общественных правозащитных процессах могло бы сыграть взаимодействие парламентских экспертов разных стран, это могло бы стать важным новым направлением народной дипломатии. Со своей стороны, российское  парламентское экспертное сообщество к такому сотрудничеству готово.

 

Севастьянов Валерий Леонидович