30 май 2012

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Холин Александр Николаевич

Кандидат технических наук

  СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Ключевые слова:

ситуационный центр, система поддержки и принятия решений, презентационный центр.

  

Аннотация статьи:

В статье идет речь об особом классе информационных систем Ситуационных центрах, которые интегрируют в своём составе системы поддержки принятия решений (Decision Support System) и презентационные центры (Presentation Center). Описаны три фундаментальные преимущества ситуационных центров, а также проведено рассмотрение вопросов методологии создания и функционирования ситуационных центров.


Активное развитие информационных технологий в последние годы вызвало появление больших массивов информационных, коммуникационных, медиа данных, которые необходимо структурировать и анализировать для принятия грамотных управленческих решений. Но одновременно с увеличением темпов развития информационных технологий сокращается и время, отведённое на разработку и принятие управленческих решений. А для того, чтобы принимать адекватные решения с минимальными затратами времени, необходимо иметь специфический инструмент. На современном этапе развития информационных и управленческих технологий таким специфическим высокотехнологичным инструментом является ситуационный центр (СЦ).

В настоящее время не существует единого подхода к определению и классификации ситуационных центров и общепринятой методологии их создания и функционирования.

Это связано со следующими факторами:

-   высокой степенью уникальности каждого ситуационного центра,

-   относительно небольшим сроком существования ситуационных центров относительно других классов информационных систем.

Рассмотрим эти факторы более детально и уточним специфику ситуационных центров, их место и роль среди информационных систем других классов.

«Cреда передачи объединяет источник и получатель информации в информационную систему»[1]. Иными словами можно сказать: информационная система (ИС) – система, назначением которой является осуществление каких-либо информационных процессов[2]. В соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  информационная  система  (ИС)  определяется  как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств», в то время как в законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ в определении ИС технические средства подразделены на средства вычислительной техники и средства связи, а предметом их воздействия является совокупность документов: «информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

В соответствие с определением стандарта специальности 351400 «Прикладная информатика», информационная система — это совокупность:

•   функциональных и информационных процессов конкретной предметной области;

•   средств и методов сбора, хранения, анализа, обработки и пе- редачи информации, зависящих от специфики области при- менения;

•   методов управления процессами решения функциональных задач, а также информационными, материальными и денежными потоками в предметной области.

Приведённые определения ИС в явном виде не выделяют ни специалистов, которые обеспечивают процессы, протекающие в ИС, ни пользователей, которые участвуют в данных процессах.

Ориентируясь  на  различные  международные  стандарты  ИС можно определить как совокупность следующих составных частей [3]:

•   система баз данных (база данных (БД) вместе с системой управления базами данных (СУБД)):

•   прикладное программное обеспечение;

•   персонал;

•   организационно-методическое (нормативное) обеспечение;

•   технические средства.

Таким      образом,      информационная      система      —      это взаимосвязанная   совокупность   средств,   методов   и   персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [4]. Иными словами, ИС – совокупность средств информационной техники и людей, объединённых для определённых целей (в том числе и для управления)[5].

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС можно подразделить на:

-  ручные, 

-  автоматические,

-  автоматизированные.

Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком «вручную». Автоматические ИС выполняют об работку информации без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается понятие автоматизируемой системы по- умолчанию.

Итак,  в   рамках  данной   работы   под   ИС   будет   пониматься взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-технических средств и специалистов, предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых при осуществлении информационным субъектом- пользователем ИС своей деятельности [6].

На основании объектов, на которых направлена деятельность субъекта-пользователя ИС можно подразделить на [7]:

-  ИС автоматизированного проектирования,

-  ИС управления технологическими процессами,

-  ИС управления организацией ит.п.

Необходимо отметить, что управление людьми (организацией, корпорацией или регионом, – в целом, социально-экономическими и политическими процессами) принципиально отличается от управления технологическими процессами, выдвигаются качественно иные требования к ИС, реализующим данный вид управленческой деятельности. Кроме того, в условиях роста динамики социально-экономических и политических процессов управленческая деятельность  последними  значительно усложняется, что требует расширения круга лиц для решения возникающих при этом управленческих проблем и выдвигает повышенные  требования  к  ИС,  осуществляющим  поддержку данного вида управленческой деятельности. Вышеуказанные обстоятельства дали импульс к изначальному возникновению, и способствуют  текущему  развитию  нового  класса  ИС  – Ситуационных центров, которые интегрируют в своём составе системы поддержки принятия управленческих решений (Decision Support  System)  и  презентационные центры  (Presentation Center). Для определения оптимального сочетания этих классов ИС можно выявить  три  фундаментальных  преимущества  ситуационных центров при поддержке коллективных действий по решению управленческой проблемы по сравнению с традиционными технологиями [8].

Во-первых, одновременное отображение результатов последовательно выполняемых этапов решения управленческой проблемы, – это постановка проблемы, разработка модели, генерация варианта управленческого воздействия и анализ результатов     моделирования с учетом этого воздействия.

Возможность видеть и оценивать не только конечный, но и промежуточные результаты позволяет быстрее и обоснованнее определить этап, нуждающийся в дополнительной проработке.

Во-вторых, это одновременное отображение результатов анализа последствий альтернативных решений управленческой проблемы. Если при использовании одной и той же модели получены результаты воздействия различных альтернативных управленческих решений, то их одновременное отображение позволяет более качественно сравнить и проанализировать присущие им достоинства и недостатки, а затем наметить новый вариант решения. Устанавливаются возможные последствия в случае применения различных стратегических решений. Значение этого преимущества возрастает при использовании видеоконференций, когда одно из альтернативных решений выдвигается и моделируется микрогруппой удаленных участников. (Это преимущество используется при проведении занятий в Ситуационном центре Российской академии государственной службы при Президенте РФ (СЦ  РАГС) в форме case  studies, основное содержание которых – групповое моделирование проблемной ситуации.)

В-третьих, поддержка распределенных действий участников решения управленческой проблемы, когда у микрогрупп участников дифференцированы функциональные роли. Коллективный доступ к информационным ресурсам, обмен данными между автоматизированными рабочими местами участников дополняется адресной визуализацией результатов их действий в определенной зоне  видеостены.  (Это  преимущество  особенно  ярко  проявляется при проведении занятий в СЦ РАГС в форме деловых игр, основное содержание которых  –  групповое моделирование проблемной ситуации).

Современные ситуационные центры позволяют решать следующие задачи[8]:

•   обеспечение информационной поддержки руководителей;

•   осуществление непосредственного доступа руководителей к территориально удаленным информационным ресурсам как структурных подразделении, так и других организаций;

•   согласование и обеспечение целостности функционирования информационно-коммуникационных систем;

•   осуществление доступа к информации организаций, взаимодействующих при принятии решения;

•   сокращение временных и финансовых затрат, вызванных несовместимостью информационно- телекоммуникационных  систем  дублированием  подготовки данных, их противоречивостью, затруднениями с доступом, выборкой и передачей информации;

•   интеграция информационных систем структурных подразделений в единое информационное пространство.

Как было отмечено ранее, не существует единого подхода к определению и классификации ситуационных центров, возможно утверждать, что идеология создания и функционирования ситуационных центров основана на интеграции в одной организационно-функциональной структуре совокупности управленческих, информационных, технических, программных, телекоммуникационных и др. видов ресурсов для обеспечения всестороннего, оперативного, интеллектуального анализа объекта и выработки адекватных решений по управлению сложными ситуациями. Учитывая различии в толковании и практических реализациях этого понятия под ситуационным центром, понимается совокупность специально оборудованных рабочих мест для оперативного построения и исследования различных проблемных ситуаций, их оперативной оценке на основе использования специальных методов и технологий обработки больших объёмов информации.

Таким образом, Ситуационный центр – сложная организационно-техническая система, реализующая функции подготовки и поддержки принятия управленческих решений. Это современный высокотехнологичный инструмент управленческой деятельности, который позволяет наиболее полно и оперативно предоставлять информацию о сложившейся ситуации органам управления, прогнозировать возможные сценарии ее развития, подготавливать альтернативные варианты управленческих решений и оценивать их последствия [8].

Более детально ситуационные центры можно охарактеризовать как совокупность программно-технических средств, научно- математических  методов  и  инженерных  решений  для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления [9]. Тогда, с учётом видов деятельности субъектов-пользователей данного класса ИС определение СЦ будет формулироваться следующим образом: Ситуационный центр – это информационно-аналитические комплексы программно- технических средств и научных методов, предназначенных для индивидуальной и коллективной работы по анализу ситуаций, выработке и принятию управленческих решений [8]. Иными словами, Ситуационный центр - это комплекс информационных и аппаратно-программных средств, предназначенных для работы группы экспертов с целью быстрой оценки проблемной ситуации на основе специальных методов обработки больших объемов знаний и информации, а также оперативного построения и «проигрывания» сценариев развития ситуации [10]. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления состоит в том, что в ходе проведения совещаний в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия управленческих решений [10].

Оценивая сумму знаний, накопленных к настоящему времени в изучении вопросов методологии создания и функционирования СЦ, в рамках данного исследования под ситуационным центром будем понимать класс ИС, предназначенных для обеспечения современными технологиями, программными и техническими средствами обработки и отображения информации коллективных действий, направленных на оперативное решение управленческих проблем.

  

Список литературы

1.    Семёнов   М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семёнов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.: ил.

2.    Юсупов Р.М. Научно-методологические основы информатизации/ Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский. – Спб.: Наука,

2000, 455с, 69 ил.

3.    Вендров  А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: "Финансы и статистика", 1998. - 176 с.

4.    Макарова  Н.В.  Информатика. Учебное пособие / Под  ред. Н. В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. 768 с.: ил.

5.    Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие/ В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 368 с.: ил.

6.    Методика и инструментальные средства построения информа- ционно-аналитических систем (ситуационных центров) // Отчет по НИР кафедры информатизации структур государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 2002.

7.    Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – СПб.: Питер, 2002.

8.    Прикладная информатика: справочник: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Юрьева. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. 2008. - 768 с: ил.

9.    Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. PC Week, 2003, N 26(392), С. 21-22.

10.  Ильин Н.И. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления/Н.И. Ильин. Н.Н. Демидов. П.Н. Попович:     Федеральная     служба     охраны Российской Федерации. – М.: Медиапресс. 2009. - 288 с.


THE SITUATIONAL CENTER AS THE SPECIAL CLASS OF INFORMATION SYSTEMS

  

Annotation to the Article:

In article there is a speech about a special class of information systems the Situational centres which integrate in the structure of system of support of decision-making (Decision Support System) and the presentation centres (Presentation Center). Three fundamental advantages  of  the  situational  centres  are  described,  and  also consideration of questions of methodology of creation and functioning of the situational centres is spent.

  

Key words:

The situational centre, support and decision-making system, the presentation centre.

Холин Александр Николаевич