11 мар 2014

С.И.Бочков

«Интернет - как источник  правовой информации»

 

Введение

Государство всегда заботилось о доведении до граждан принимаемых законов и, соответственно,  исполнении этих законов. Считается, что распространение и обеспечение доступности к правовой информации способствует выработке у широких слоев населению потребности в постоянном соизмерении своих каких-либо действий с существующим законодательством, а это, в свою очередь, ведет к укреплению правовых основ государственности. Положения или правила опубликования содержатся в различных актах - специальных актах об опубликовании, законах о нормативных правовых актах. Чаще всего функции обеспечения опубликования нормативных правовых актов возлагается на правительство.

С учетом развития сети интернет важным средством распространения правовой информации  стала организация доступа к этой информации. Одним из основных факторов, повлиявших на использование интернет-технологий для официального опубликования нормативно-правовых документов, стало признание юридической силы электронных документов наравне с документами, зафиксированными на бумаге. Однако далеко не всегда опубликование нормативно-правовых актов в Интернете признается официальным опубликованием. Официальной формой опубликования во многих странах остается печатная (бумажная) версия документа. Публикация актов на сайтах в сети интернет, по мнению юристов многих стран, является дополнительным инструментом, используемым государством для распространения правовой информации и не порождает правовых последствий.

Электронная форма официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов вошла в жизнь благодаря целому ряду преимуществ, которые представляют интернет-технологии:

-  высокая скорость передачи информации по каналам связи;

-  относительная (по сравнению с бумагой) низкая стоимость и удобство хранения документов в электронном виде;

-  простота и легкость доступа к информационным ресурсам с использованием web-технологий;

-  удобство поиска информации в базах данных;

-  возможность неограниченного копирования и тиражирования и т.д.


1. Зарубежный опыт официального опубликования правовых актов в сети интернет

В зарубежных странах уделяется большое внимание официальному опубликованию нормативных актов для обеспечения доступа населения к правовой информации. Опубликование проектов нормативных актов до их официального принятия служит также способом обеспечения участия общественности в нормотворческом процессе. В этом случае у граждан появляется возможность направить свои предложения в соответствующее ведомство.

С развитием информационных технологий многие государства стали прибегать к изданию электронной версии официальных печатных изданий. При этом основополагающими принципами являются бесплатность электронного издания, его доступность в любое время суток, обеспечение прав тех, у кого нет доступа в Интернет (публичные библиотеки), гарантированность идентичности печатной и электронной информации. Примером тому могут служить публичные библиотеки правовой информации, организованные ФСО России и российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии Минкультуры и Минобрнауки России в рамках реализации Программы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. В настоящее время публичные центры правовой информации работают почти в сорока странах ближнего и дальнего зарубежья. В нашей стране такие центры организованы почти во всех субъектах Российской Федерации в основном на базе предприятий ФГУП «Почта России». 

Вместе с тем целый ряд государств обеспечивает доступ в сети интернет к документам, принимаемым органами публичной власти, причем зачастую имеется в виду не просто ведение собственных сайтов органами власти, но и их сводная версия на специальном общегосударственном сайте (www.service-public.fr - во Франции). Доступ к законодательным актам дублируется также на особых сайтах, посвященных исключительно публикации нормативных текстов (www.legifrance.gouv.fr - во Франции, www.canadagazette.gc.ca - в Канаде, www.gpoaccess.gov - в США и пр.).

Характерно, что официальными являются и бумажная, и электронная версии. При этом согласно Закону о свободе информации электронными средствами Венгрии, именно печатная (бумажная) версия считается истинной в случае их расхождения.

Сосуществование электронной и бумажной версий нормативных актов порождает необходимость решения следующих вопросов:

-  как обеспечить аутентичность бумажной и электронной версии документа;

-  какая версия имеет приоритет,

-  в какой последовательности должно происходить опубликование;

-  первичность опубликования и порядок вступления акта в силу.

Изучение зарубежного опыта позволяет констатировать, что в настоящее время электронный способ опубликования на сайтах в сети интернет дополняет традиционный – печатный. В случае возникновения сомнений в их аутентичности в большинстве случаев признается приоритет бумажной версии. Исключительно электронный порядок опубликования, достаточный для вступления акта в силу, существует лишь в немногих странах и касается ограниченного круга актов, носящих узкоспециальный или индивидуальный характер[1].


2.     Распространения правовых актов в Российской Федерации[2]

История работ по правовой информатизации берет начало в середине 1970-х годов. Головная роль в решении поставленных задач была возложена на Министерство юстиции СССР, а в министерстве был создан Научный центр правовой информации. К началу 1990-х годов министерству удалось создать заслуживающие внимания информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако отсутствие интернета в стране и ведомственная разобщенность специальных систем связи не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества. Изменение в начале 1990-х годов социально-экономических условий, образование суверенного государства, Российской Федерации, потребовали иного подхода к правовой информатизации.

С изданием 28 июня 1993 года Указа Президента Российской Федерации № 966, утвердившего Концепцию правовой информатизации России, были актуализированы работы по правовой информации.  Инициатором  данной Концепции выступило Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

В Концепции было определено, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации. Функции исполнителя и координатора работ были возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), обладающее на тот период времени мощным научно-техническим потенциалом.

Для усиления работ по правовой информации НТЦ "Система", имеющий статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, был передан в ведение ФАПСИ с последующей организацией Центрального узла правовой информации и ведения эталонной  базы данных.

В 1994 года проблематика работ по правовой информатизации России была включена в состав основных задач ФАПСИ. Это позволило в сжатые сроки совместно с ГПУ Администрации Президента Российской Федерации  разработать технологии и программные средства ведения эталонного банка данных правовой информации. Первичное поступление текстов правовых актов в НТЦ «Система» для пополнения эталонного банка было организовано в соответствии с официальными перечнями рассылки правовых актов федеральных органов государственной власти. В эталонную базу данных были включены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральные законы и федеральные конституционные законы Российской Федерации, правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 на НТЦ «Система» были возложены обязанности по изданию и распространению Собрания законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде, а также принято решение о его распространении через систему федеральных органов правительственной связи и информации. Этим же Указом было определено, что тексты федеральных законов, распространяемые НТЦ "Система" в машиночитаемом виде, являются официальными, официальным также является Собрание законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде. После выхода Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» НТЦ "Система" было поручено распространение Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Тексты актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде НТЦ "Система". 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 1181 ФАПСИ было поручено осуществлять через НТЦ "Система" информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение этого постановления были разработаны и утверждены Положение по информационно-правовому обеспечению деятельности федеральных органов исполнительной власти и план его реализации. Указанные документы составили основу для организации и осуществления информационно-правового взаимодействия ФАПСИ с федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами, которые ФАПСИ решало в первоочередном порядке в рамках координации работ и проведения государственной политики в области правовой информатизации России, являлись организация и сопровождение НИОКР в промышленности, а также проведение практических мероприятий по построению Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Среди национальных интересов во внутриполитической сфере были определены интересы в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, единства правового пространства и правопорядка. Концепция правовой информатизации России, головная роль ФАПСИ в её реализации полностью оказались соответствующими национальным интересам государства в области безопасности. Информационно-правовые системы (ИПС) ФАПСИ несколько уступали по сервисным возможности коммерческим системам, но за счёт безвозмездности предоставления и надежности заняли свое достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. № 329 были внесены изменения в правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам правовой информатизации России, головная роль в реализации работ по правовой информатизации была возложена на ФСО России.


3. Проблемы официального опубликования в России

Конституцией Российской Федерации[3] (Статья 5, 130) определены основные принципы нормативно-правового творчества, которые, с одной стороны, разделены по территориальному принципу:

-  федеральный уровень - Российская Федерация;

-  региональный уровень - субъекты Российской Федерации (республика (всего -20), край (всего -9), область (всего - 46), города федерального значения (2), автономная область (всего - 1), автономный округ (всего -4) – итого: 83 субъекта);

-  муниципальный уровень - муниципальные образования (более 24 000).

С другой стороны, Конституцией Российской Федерации эти принципы основаны на разделении властей:

-  законодательную (Статья 72);

-  исполнительную (Статья 77);

-  судебную (Статья 118). 

В настоящее время задача официального опубликования в сети интернет нормативно-правовых документов федерального уровня с технической точки зрения решена, что закреплено Федеральным законом от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Для реализации этого закона ФСО России ввела в эксплуатацию Государственную систему распространения правовых актов (ГСРПА). Необходимо отметить, что задача официального опубликования нормативно-правовых документов в сети интернет для других уровней власти не решена, тоже будет не правильно, так как частично это делается и на порталах (сайтах) регионального и муниципального уровня. В частности, Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"  (Статья 6 и Статья 7) определены способы и формы представления правовой информации, однако ссылки на то, каким образом (в соответствии с каким техническим регламентом) будет осуществляться официальное опубликование в «виде электронного документа» в данном законе отсутствуют из-за отсутствия технических регламентов. 

Правовая информация - это совокупность сведений о действующем праве, практике его осуществления, правотворчестве и научных теоретических разработках в области права. В настоящее время специалисты определяют следующие виды правовой информации:

-  законодательство;

-  судебная и иная правоприменительная практика

-  нормативы и стандарты;

-  доктрина (теория права);

-  справочная информация.

 Законодательство  - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативно-правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации представлены: 

-  Конституцией, федеральными законами и подзаконными актами (актами Президента, Правительства и центральных органов исполнительной власти);

-  конституциями, уставами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации; актами органов самоуправления; корпоративными правовыми актами (актами организаций, осуществляющих регулирование определенных отраслей деятельности).

Сопутствующими подразделами к разделу законодательства являются: официальные разъяснения, сопроводительные документы;  проекты нормативных правовых актов;  иностранное законодательство.

Судебная и иная правоприменительная практика - этот вид информации состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц. К этому виду также можно отнести индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных лиц, в отношении которых и принимаются данные решения.

Нормативы и стандарты - этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных  стандартов, строительных норм и правил и т.д.

Доктрина (теория права) представлена монографиями, сборниками статей, учебниками, докладами и другими материалами, в которых излагаются теоретические положения в области права. К этому виду информации также отнесены научно-популярные материалы в виде консультаций, разъяснений, примерных образцов правовых документов и др.

Справочная и иная информация - составная часть массива правовой информации наиболее обширна и объединяет различную справочную информацию, имеющую юридическое значение, например:  

-  официальные реестры организаций и лиц, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности;

-  официальные реестры юридических лиц;

-  решения о банкротстве организаций, введении внешнего управления, отзыве лицензии;

-  справочники по органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам;

-  библиографические справочники юридической литературы;

-  справочники информационно-правовых ресурсов и др. 

Можно отметить, что в настоящее время по заказу ФСО России заканчиваются работы по созданию системы сбора официальных нормативно-правовых актов с последующим представлением их в ГСРПА. Опыт проведения данных работы показал, что до сих пор отсутствует достаточно четкая нормативно-правовая база, а регулирование процессов нормотворчества и представление этих результатов в СМИ (в том числе «электронных») определяются самостоятельно как субъектами Российской Федерации, так и муниципальными образованиями. В частности, в Статье 8. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ определение порядка (соответственно и финансирование) обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации возложено на субъект Российской Федерации. Аналогично региональному уровню Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (Глава 7, Статья 47) определены принципы самостоятельного решения вопросов об обнародовании нормативно-правовых актов муниципальных образований. Исключение составляет необходимость ведения реестра нормативно-правовых актов муниципальных образований на региональном и федеральном уровне в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов". При этом, постановка задачи о необходимости сбора и опубликования системе ГСРПА муниципальных нормативных правовых актов противоречит вышеуказанному Постановлению Правительства, так как в соответствии с пунктом 4 этого Постановления «… предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, будет осуществляться через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг)». Одновременно с этим определен уполномоченный орган для ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов - Министерство юстиции Российской Федерации.

Объективно сложившаяся практика работы органов государственной власти с использованием сети интернет носит не системный характер. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточной компетенцией и непрофессионализмом целого ряда представителей органов государственной власти, и прежде всего регионального и муниципального уровня, в вопросах обеспечения современных требований информационной безопасности. С другой стороны, реализация каждым из таких органов государственной власти собственных систем, отвечающим вышеуказанным требованиям для них это дело практически неподъемное в силу дороговизны схемотехнических решений. По сути, официальное опубликование сводится к созданию самого простенького сайта в сети Интернет даже без должной поддержки и технического обслуживания.

За годы реализации Президентской программы «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года «О президентских программах по правовой информатизации» многое уже сделано, а именно:

-  сформирован центральный узел правовой информации на базе НТЦ "Система";

-  создан центральный интегрированный банк правовой информации, включающий ретроспективу российского законодательства;

-  создан и развивается ФСО России в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронная система доступа к информационно - правовым ресурсам центрального узла правовой информации (ГСРПА) и др.;

По сути, целью проведения работ ФСО России является решение одной из главных задач вышеуказанной президентской программы - «…создание предпосылок для формирования информационно - коммуникационной среды единого общегосударственного информационно-правового пространства, построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения их взаимодействия с центральным узлом правовой информации на базе НТЦ "Система"….».

Так или иначе, неупорядоченность существующих регламентов предоставления информации для официального опубликования нормативно-правовых документов в сети интернет налагает серьезные ограничения на выбор архитектурных и структурных решений по построению системы официального опубликования в целом.

Так, например, в соответствии с Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» можно было бы организовать систему сбора правовых документов на всех уровнях государственной власти не так как предполагается ФСО России, а формировать документы в ГСРПА непосредственно с рабочих мест Министерства юстиции Российской Федерации из соответствующего реестра, и т.д.

В тоже время, надо признать, что размещение нормативно-правовых актов на портале госуслуг в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации не может считаться официальным опубликованием. Официальное опубликование нормативно-правовых актов субъектов и муниципальных образований может осуществляется на портале ГСРПА в соответствии с Федеральным законом от 21 октября 2011 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (Статья 91).


3.1. Безопасность системы электронного опубликования

Очевидно, что создаваемая система официального электронного опубликования является составной частью системы государственного управления. При этом традиционно в общем виде закреплены следующие условия ее работы:

-  мирное время;

-  чрезвычайные ситуации;

-  военное время. 

Так, в [2] выделены следующие вероятные угрозы, защита от которых должна быть предусмотрена при совершенствовании системы официального опубликования:

1)  вооруженное нападение на Российскую Федерацию, сопряженное с разрушением энергетической инфраструктуры, систем связи и передачи данных, систем обработки информации;

2)  масштабная электроэнергетическая авария;

3)  аварийный выход из строя отдельных элементов инфраструктуры системы официального электронного опубликования;

4)  замещение официальной страницы ложной, подделка официальной электронной копии нормативного правового акта или официального электронного реестр;

5)  несоблюдение требования об обязательной экспертизе нормативного правового акта, размещаемого в системе официального электронного опубликования;

6)  попытка обойти требование об обязательной публикации нормативного правового акта в системе официального электронного опубликовании;

7)  обнаружение «ошибки» в нормативном правовом акте, опубликованном в системе;

8)  массированная PR-акция против введения системы официального электронного опубликования.

Анализ показал, что приведенный перечень угроз не является исчерпывающим. Представляется целесообразным продолжение исследований в этой области. Например, в настоящее время очевидно, что сеть интернет не принадлежит российскому государству (в основном владельцами интернет- узлов и каналов связи являются частные компании), а значит и регулирование на период чрезвычайных ситуаций и военного времени не представляется возможным. Таким образом, вероятность обеспечения одного из ключевых свойств информационной безопасности – «доступность» правовой информации в сети интернет близка к нулю.

Проблемы официального опубликования правовой информации выявили самую главную проблему – правовой статус сети интернет в Российской Федерации[4]. Де-факто сеть интернет является средством массовой информации, а де-юре считается, что сети интернет нет, а есть сеть «общего пользования».


3.2. Коммерческие системы правовой информации

В середине 90-х годов прошлого века начали создаваться коммерческие базы данных правовой информации. Несомненно, на то период времени они сыграли положительную роль в широком освещении правовых актов при распространении их записи не только на магнито-оптических дисках, но и в сети интернет.

Помимо государственного сектора правовой информатизации эффективно работали коммерческие организации, оказывающие информационно-правовые услуги, в первую очередь, НПП "Гарант", "АО "Консультант Плюс", ИПК "Кодекс", «Право.ру» и др.

Согласно п. 4. ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом", в соответствии с п. 5 указанной статьи в стране гарантируется свобода массовой информации. Последний принцип раскрыт в ст. 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее 15 Закон "О средствах массовой информации"): "поиск, получение, производство и распространение массовой информации ... не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации".

Поскольку под массовой информацией понимаются "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы" (ст. 2 Закона "О средствах массовой информации), то можно однозначно заключить, что сеть Интернет служит средой, в которой массовая информация создается и распространяется. При этом неправильно полагать, что сеть Интернет является с позиции права неким "единым" средством массовой информации, поскольку информационные ресурсы принадлежат различным физическим и юридическим лицам, они могут не содержать открытую и общедоступную информацию и быть доступны для ограниченного круга лиц.

Особенно актуален для сети Интернет вопрос распространения массовой информации в сети Интернет посредством сайтов, которые являются открытыми и доступными для массового пользователя (получателя информации). Никто не предполагал в середине 90-х годов прошлого века столь бурное развитие интернета, который, по сути, стал средством массовой информации.

Таким образом, наибольшую актуальность для коммерческих структур наличие статуса сайта в качестве электронного СМИ, источник получения правовой информации, ее достоверность, ответственность за недостоверное распространение правовой информации, надежность функционирования и т.д.

Более того, в процессе проведения работ силами ФСО России были внедрены определенные программно-технические принципы для реализации сайта правовой информации, которые предусматривают механизмы защиты правовой информации на всех этапах «жизненного цикла»:

-  антивирусная защита;

-  резервное копирование баз данных;

-  балансировка нагрузки со стороны пользователей сети интернет;

-  разделение системы на «открытый и закрытый контуры», для ведения эталонной базы данных;

-  двухфакторная аутентификация;

-  электронная подпись и др..

В большинстве случаев были использованы программно-технические средства, сертифицированные ФСТЭК и ФСБ России. Помимо этого установлен особый порядок охраны и  доступа физических лиц к помещениям, в которых установлено оборудование для системы официального опубликования, регламентированный ФСО России.

Коммерческие базы данных и сайты, организующие доступ к правовой информации не имеют возможности реализовать все вышеуказанные механизмы защиты в силу различных причин, а значит и не могут претендовать  на место источника официальной правовой информации.    

Это как раз та ситуация, которая была описана выше, когда пользователь сети интернет может посмотреть ту или иную коммерческую базу данных, а для решения юридических вопросов вынужден руководствоваться печатной версией. Считается, что использование коммерческих систем правовой информации не несет юридических последствий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интернет сам по себе не может являться источником правовой информации. Интернет это только средство для получения правовой информации, которая формируется людьми. Для правоприменительной практики особую важность приобретает официальная правовая информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. На сегодня в России существует единственная система представления нормативно-правовых актов в сети Интернет – это «Официальный портал правовой информации»[5]. Проблемы доступа к правовой информации в том узком смысле, в котором ставилась задача сбора и представления правовых актов в сети Интернет в настоящее не является актуальной, хотя и существует много других организационно-технических задач.

Интернет это только способ удаленного доступа к информации и ее визуализации с использованием вычислительной техники и систем связи.

Основным выводом при исследовании является вывод о том, что впервые человеческое общество столкнулось с необходимостью регулирования отношений практически во всех областях деятельности в связи с использованием сети Интернет. Ранее никогда научно-технические достижения не оказывали столь существенного влияния за столь короткий по историческим меркам промежуток времени на трансформацию общественной жизни. Проблемы информатизации в области предоставления доступа к правовой информации являются отражением проблем при построении современного информационного общества [6].

Самым главным выводом при исследовании вопросов представления правовой информации в сети интернет, является вывод о том, что как официальное опубликование нормативных актов, так и широкое представление различного рода справочных систем повышает уровень правовой культуры, способствующей «развитию индивидуального, группового или общественного правосознания»[7].

Учитывая изложенное, представляется наиболее интересным по отношению к сети Интернет исследование «информационного права», как  научной отрасли в юриспруденции, которая основана на новой парадигме отношений между физическими и юридическими лицами с использованием глобальной сети Интернет, в создании и совершенствовании которой задействованы миллионы людей по всему миру. В настоящее время большинство специалистов считают, что информационное право это подотрасль гражданского или административного права. Результаты исследований показывают необходимость рассмотрения этой научной дисциплины в качестве самостоятельной отрасли права из-за всеобъемлющего проникновения интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности человека. При этом достаточно трудоемким процессом будет не только работа по совершенствованию нормативно-правовых актов как источников права, но и реализация права во всех его формах и способах. Постоянный анализ фактических обстоятельств дел, причем развивающихся в многовекторном пространстве, выбор и толкование норм права, квалификационные работы и т.д. – все это необходимые условия для законного и обоснованного применения права. С точки зрения автоматизации процессов обеспечения правовой информации представляются актуальными вопросы автоматизации правотворческой деятельности на протяжении всего «жизненного цикла» правовых документов  и создания технических регламентов, обеспечивающих эту деятельность.


Библиографический список

Официальные документы

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. // Официальное издание - М.: ГУ «Юридическая литература». - 2011. - ISBN 978-5-7260-1118-9

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ. Опубликовано: 19 октября 1999 г. на Интернет-портале «Российской Газеты»

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 06.10.2003 №  131-ФЗ. Опубликовано: 8 октября 2003г. в «Российской Газеты» в "дополнительном выпуске " - Допвыпуск № 3316. 

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон Российской Федерации от 9.02.2009 № 8-ФЗ. Опубликовано: 13 февраля 2009г. в «Российской Газете» - Федеральный выпуск № 4849. 

О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» : Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ. Опубликовано: 24 октября 2011г. в «Российской Газете» - Федеральный выпуск № 5614. 

О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763. Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , № 22 , ст. 2663.

Программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» : Указ Президента Российской Федерации от 04.08.1995 № 808. Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г. , № 32 , ст. 3289.

О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов : Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 №  657. Опубликовано: 19 сентября 2008г. в «Российской Газете» - Федеральный выпуск № 4755. 

О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р. Опубликовано: 16 ноября 2010 г. на Интернет-портале «Российской Газеты».

Исаков В.Б. и др. // Официальное электронное опубликование // История, подходы, перспективы // Под ред. проф. В.Б. Исакова. - М.: «Формула права», 2012. - 320 с. - ISBN 978-5-8467-0084-0.

Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. // Теория государства и права – М.: «Проспект», 2013. - 343. - ISBN 978-5-392-07406-8.

Серго А.Г. // Доменные имена // Правовое регулирование // Издательство ФГБОУ ВПО РГФИС. - 12 с.- 2000 экз. -  ISBN: 978-5-000429-3-3

Лазарев В.М., Барановский А.Г. // Решение задач официального опубликования нормативно-правовых документов в сети Интернет» // Правовая информатика - 2013. - № 2 - 29-32 с.

Cайт «Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде»,  режим доступа: http://www.pravo.gov.ru






[1] Официальное электронное опубликование // История, подходы, перспективы // Под ред. проф. В.Б. Исакова. - М.: Формула права, 2012. — 320 с.

[2] При написании данного раздела использованы материалы с сайта Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде (http://www.pravo.gov.ru)

[3] Конституция Российской Федерации // Официальное издание // М. Юридическая литература – 2011.

[4] Серго А.Г. // Доменные имена // Правовое регулирование // Издательство ФГБОУ ВПО РГФИС. - 12с.


[5] Лазарев В.М., Барановский А.Г. // Решение задач официального опубликования нормативно-правовых документов в сети Интернет» // Правовая информатика, 2013. - № 2. – 29-32 с.

[6] О  государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р.

[7] Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. // Теория государства и права – М.: «Проспект», 2013. – 343.


Бочков Сергей Иванович