11 июл 2013

Головнин Михаил Александрович

(Студент факультета психологии Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова,

1 курс, гр. 105. Москва, Россия)

 

«Этика Интернета: основные проблемы и принципы»


Сегодня понятие «Этика Интернета» используют в двух смыслах: этим понятием обозначают многообразие исследований различных процессов, влияющих на массовое распространение виртуальных коммуникаций и получающих в обществе неоднозначные нравственные оценки, и практики саморегулирования сообществ, существующих в Глобальной сети и ориентирующихся на добровольно принятые стандарты.

Этическое зарождение различных сторон жизни Интернета началось с момента его создания. Уже тогда было понятным, что ряд важнейших особенностей Сети неизбежно обернётся кризисными явлениями  в сфере общественной морали. Указывали на то, что глобальность – возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также с суб- и контркультурами, приведёт к размыванию границ дозволенного и недозволенного, на  анонимность, выраженную в соблазне скрыться за вымышленными именами, и безнаказанно вредить без риска перед законом. Указывали на быструю воспроизводимость информации, на её молниеносное распространение, что повлечёт за собой не только возможности распространения порочных явлений, но также и неспособность рядового гражданина отличить достоверные сведения от недостоверных. Сюда же следует отнести появление элементарных способов махинаций с интеллектуальной собственностью и авторским правом. По сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя. Интерактивность, связанная с появлением многочисленных способов общения, причём часто с враждебным, унижающим достоинство личности характером. И наконец, наблюдаемая с первого взгляда бесконтрольность, а, значит, - вседозволенность.

Указанные черты сетевого пространства позволили миллионам людей увидеть в нём возможность огромной свободы, в том числе, от социального контроля и моральных требований. Получилось, что Интернет внушает человеку соблазн совершить то, на что в реальной жизни он бы никогда не решился. Этот очевидный вывод потребовал от интеллектуальных кругов общества начать осмысление сетевых процессов с точки зрения того, как остановить нарастающий нравственный кризис.

Появление термина «Интернет-этика» связывается с анонимной группой Интернет-активистов, распространивших в 1989 г. манифест, где предлагались моральные принципы поведения для всего сетевого сообщества. Безнравственным признавались явления, включавшие в себя использование нелегального доступа к ресурсам Интернета, препятствование легальному доступу, растрата интеллектуальных и информационных ресурсов через такие действия; нарушение целостности информации, находящейся в открытом доступе, а также нарушение тайны личной жизни других пользователей. Этими требованиями впервые был очерчен круг нравственных проблем сетевой жизни. Они уточнялись, находились новые трактовки, но можно утверждать, что в основе всех моральных затруднений, находящихся в поле внимания этики Интернета, лежит одна фундаментальная дилемма: «Является ли сетевое пространство продолжением нашей обычной, повседневной реальности с привычными всем моральными устоями, или же это другой мир со своими собственными законами и ценностями»? От ответа на этот вопрос зависит решение целого ряда проблем, начиная от смысла и назначения самого Интернета, заканчивая обсуждением меры допустимого в виртуальном общении. Среди всех точек зрения, осмысляющих ценностное содержание Сети, хорошо различимы две генеральных мировоззренческих позиции.

Первую, склоняющуюся в пользу видения Сети как продолжения естественной реальности, можно назвать «либеральной». Она основывается на классических ценностях западной этики – праве и свободы человека, на защите его достоинства, частной жизни, стремления к самостоятельно понимаемому счастью – и вырастает из устоявшихся направлений американской моральной философии – компьютерной и информационной этики. Эта интеллектуальная линия склонна рассматривать Интернет как сферу частного, коммерческого интереса, именно поэтому она настаивает на строгом закреплении авторских прав на любой электронный продукт, и, как следствие, на ответственности за его незаконное использование. Право человека на получение информации оказывается ограниченно правами собственников этой информации.

Другую модель можно назвать «хакерской» Она склонна понимать Сеть как особую реальность, в значительной степени отличную от окружающего нас мира. С её точки зрения, Интернет стал возможным благодаря стремлению человека к расширению границ общения, повышению уровня собственной культуры и образования. Отсюда миссия Глобальной сети – способствовать всеобщему просвещению, и нельзя её ограничивать. Защитники этой позиции не признают самого понятия «авторские права». По их мнению, всё, что хоть раз появилось в Сети, становится достоянием всего человечества; ограничивать право пользования – бессмысленно, а требовать автору гонорар за каждую скаченную копию – неправомерно. Авторские права есть сговор крупных производителей программного продукта, стремящихся превратить Глобальную сеть в сферу своих интересов. Такое мировоззрение, тем не менее, не видит опасности разрушения моральных устоев из-за слишком многого дозволенного в Сети. Напротив, его сторонники полагают, что защищаемая ими раскрепощённость в виртуальных отношениях сделает людей более понятными друг другу, отсюда более отзывчивыми на чужое несчастье и менее агрессивными.

Две указанные модели Интернет-этики представляют собой крайние позиции, очевидно, целиком никогда не применимые на практике. Недостаточность первой в её прямолинейности, с которой она отстаивает однородность сетевой и обычной реальности. Безусловно, оба пространства не чужды друг другу, тем не менее, возникают особые проблемы, проявившиеся только с рождением Интернета. Но и вторая позиция явно переоценивает желание человека стремиться к совершенствованию и не предвидит многие отрицательные явления в глобальной сети, наносящие вред отнюдь не «виртуальным субъектам», а реальным людям и даже целым странам.

Главная проблема этического осмысления Интернета состоит в неоднородности этого пространства. Исследователи выделяют, по крайней мере, четыре его самостоятельных аспекта, где пользователи преследуют разнородные цели: бизнес, поиск информации, общение и развлечение. В каждом из них наблюдаются свои кризисные моменты и различные их разрешения с точки зрения моральности. Причём, как нередко случается в повседневной жизни, следование высоким стандартам в одной из сфер сопровождается беспринципностью в другой. Нет сомнения, что будущее Интернет-этики, понятой только в качестве практики установления нормальных с моральной и правовой точки зрения отношений, лежит в самостоятельном корпоративном регулировании сетевых сообществ.

Головнин Михаил Александрович