12 дек 2016

Гусаков Г.В. (Ярослав Веров)

 

«Роль современной научной фантастики

в формировании мировоззрения читательской аудитори».

 

1. Договоримся о терминах. Поскольку у подавляющего большинства понятие научная фантастика (НФ) прочно ассоциируется с нудными лекциями профессора Петрова пионеру Васечкину и с «литературой о технических новинках, следует сказать, что к современной НФ такие представления не имеют никакого отношения. Современный НФ-текст это масштабное произведение, включающее в себя такие важные компоненты, как философия, этика, социология, психология, социальная психология, при этом опирающееся на естественнонаучный фундамент и, при том,  обладающее высокими художественными достоинствами, включая отсылки к широкому культурному контексту мировой литературы. Очевидно, такое произведение не может быть даже частично осмыслено «среднестатистическим читателем», но рассчитано на читателя квалифицированного.

2. Сразу скажу, что современной НФ в русскоязычном пространстве нет. Исключения редки, малотиражны, не заметны в общем потоке «палп-фикшн» и только подтверждают правило.

Однако, в мире все не так. Западная НФ, а также японская (НФ-анимэ) и даже, в последнее время, - китайская, никакого дискомфорта не испытывают. В 2011 году в Стокгольме, на очередном Евроконе, я обратил внимание, что торговый зал заставлен пирамидами книги некоего Хану Раямиени  ‘The Quantum Thief' (“Квантовый вор»). Оказалось, дебютная книга финского автора, по специальности – математика. Спустя час я с удивлением обнаружил Райамиени в президиуме, рядом с приглашёнными «звёздами» мирового уровня: Чарльзом Строссом и другими.

Чтобы было понятнее: человек просто написал сильный НФ-роман. Он не кум, не сват, не брат издателя, организатора конференции, редактора. Его не продвигает какая-то окололитературная «группа». Просто сильный НФ-роман.

У нас такое невозможно.

Сейчас переведены на русский уже два романа Райамиени. Изданы, разумеется, мизерными тиражами. А между тем, самую престижную премию мировой фантастики «Хьюго», всегда традиционно достававшуюся англосаксам, в этом году получил… китайский автор Лю Цзи-Син за НФ-роман «Задача трёх тел».

3. Что происходит? Закономерный процесс. Прогнозирую, что в среднесрочной перспективе (двадцать – двадцать пять лет) чтение как массового явление, то есть, развлечение с целью получения эстетического, эмоционального и интеллектуального наслаждения исчезнет совсем. Поясню почему. Осмысление любого, даже примитивного текста требует хотя бы минимального умственного усилия: хотя бы представить внешность персонажа, или внешний вид технического устройства, или описываемый автором пейзаж. Это станет недоступно широким массам. Если ещё недавно ребёнок в период развития и закрепления нейронных сетей в мозгу получал от родителей прежде всего книгу – сперва в виде чтения на ночь, потом – самостоятельно, то сейчас – телеканал мультфильмов и электронный планшет с играми. Это советские дети мультики смотрели по выходным и в передаче «Спокойной ночи, малыши». Нынче «поколение пепси» сменилось «поколением айфон», а следующее – уже напрочь будет лишено способности устанавливать связь между текстом и образом. Взамен же – широкий спектр развлечений: кинематограф, компьютерные и РПГ игры, социальные сети и множество иных видов досуга, не требующих столь существенного умственного напряжения, как чтение художественного текста.

Таким образом, мир неизбежно вернётся к ситуации начала девятнадцатого столетия (для Европы – чуть ранее, второй половины восемнадцатого), когда чтение книг было уделом элиты. И не только в России, но и на Западе.

4. И на Западе это хорошо понимают. Дело в том, что сильная НФ всегда была признаком (одним из, но признаком) великой державы. В самом деле, сильная НФ писалась в США-Великобритании и в СССР.  И вот вам доказательство «от противного». Мне могут сказать: вот, в Польше был великий научный фантаст Лем, а Польша – отнюдь не сверхдержава. Был. И широко издавался… в США и СССР. На родине же он был практически невостребован, даже в период высшего своего расцвета, как писатель. Ну, не было в Польше достаточного количества читателей, способных осмыслить его творчество. А в СССР, США, Великобритании – были.

5. Именно поэтому на Западе поддерживают научную фантастику. Никакая власть не может существовать без творческой элиты - технократов, ученых, инженеров, -  необходимого базиса успешной сверхдержавы, без которого неизбежен цивилизационный и экономический проигрыш государства в конкурентной борьбе.  Если массами достаточно манипулировать с помощью информационных симулякров, то для творческой элиты этого недостаточно. Она хочет и будет читать. Даже когда массы станут воспринимать текст только как источник информации и способ общения в социальных сетях. Что, кстати, уже и происходит, и доказательство тому – тотальный рост безграмотности в социальных сетях: «плывущая» орфография, почти полное отсутствие пунктуации, потери заглавных букв, всё это уровень бытового письма примитивного человека, известный, например, уже в новгородских берестяных письмах.

Но у нас власть имущие всегда исходили из посыла» «умные нам не надобны, надобны верные».  А вот Западу – надобны «верные, но умные». Инстинктивный страх перед «интеллигенцией», которой всегда нужна определённая степень свободы, может сыграть с нами злую шутку. Поэтому, Китай, похоже, уже сверхдержава (премия «Хьюго»), а Россия – ещё нет. Станет ли? А это будет видно по состоянию русской научной фантастики.

Гусаков Г.В. (Ярослав Веров)