24 апр 2012

Калиниченко Николай Валерьевич

          Литератор, журналист, критик, лауреат российских литературных премий. 

 

 

Ощущение будущего

 

Далеко не достаточно показать, что настоящее выше

прошлого: нужно еще вызвать предчуствие,

 которое выше нашего настоящего

Бальзак О.

 

          Фантастика предсказывает будущее. Для людей, не вовлеченных в процесс, это утверждение кажется очевидным. Но так ли это на самом деле?

          Действительно, футуристическая фантастика является традиционным направление литературы непознанного. Уж очень привлекательна для писателя  возможность заглянуть в грядущее, разработать концепцию нового мира или показать, как необычное изобретение вторгается  в привычный жизненный уклад.

          Однако если проанализировать ближние прогнозы наиболее известных авторов прошлого становится ясно: большинство из них со своими описаниями чудес завтрашнего дня, что называется, попали пальцем в небо. Чего только не «пророчили» человечеству. Судя по текстам одних авторов (таких, например, как Роберт Хайнлайн) нам давно следовало сгинуть в ядерном огне. Другие предсказывали нам дорогу дальнюю и дом на другой планете. Я не говорю уже о разнообразных технических «новинках» от самоочищающейся одежды до кабин телепортации на каждом углу. Случались, конечно, и удачи, но они столь малочисленны, что выглядят исключениями, подтверждающими правило. Проверить дальние предсказания пока невозможно, но и здесь, скорее всего, нас ожидает та же картина. Судьба человечества в глобальном смысле, как и в мелочах по-прежнему остается непредсказуемой даже для тренированного воображения беллетристов.

           Здесь мне могут задать резонный вопрос, начинающийся со слов "Постой, а как же..." и заканчивающийся перечислением авторов, якобы предсказавших то, или иное новшество. Начиная с Жюля Верна и дальше по списку. Скажу на это, что отец Капитана Немо и Робура Завоевателя очень пристально следил за развитием научной мысли и прогностический элемент в его произведениях чаще всего - эффектная компиляция, либо прямое цитирование существующих научных теорий и разработок. Этот авторский ход стал со временем хорошей традицией, которой пользуются фантасты, и по сей день.

Развитие научной мысли меняет ход мысли литературной и никак не наоборот. Для НФ - это аксиома. В качестве примера можно привести литературные эволюции в описании Марса по мере того как появлялись новые сведения с телескопов и зондов.

Вот что пишет Алексей Толстой: «…Пышные, плакучие деревья были лазурно-голубые. Смолистая, небесная листва шелестела мягко, шумели повисшие ветви. Сквозь пятнистые стволы играла вдали сияющая вода озера…»

А вот - Стругацкие: «…Дюны  кончились.  Они  шли теперь  через плоскую  солончаковую равнину. Свинцовые  подошвы звонко постукивали  на  мерзлом  песке.  В  лучах  белого закатного солнца горели большие пятна соли…»

          Из мира с богатой кислородом атмосферой, экзотической растительностью и животным миром наш красный сосед  превратился в  мертвую планету.

Мы видим, что фантастика годится на роль Пифии не более, чем многочисленные маги и предсказатели, наводнившее в последнее время телеэфир. Зато у нее есть широкие возможности и неослабевающая потребность популяризации инноваций.

На этом поприще литература непознанного даст сто очков любой другой. Фантастика может и должна стимулировать научную мысль особенно среди молодежи, когда будущие Энштейны и Циолковские только формируют свое мировоззрение. Создать у подростков стойкое и неослабевающее ощущение будущего, завтрашнего дня который наступает на пятки - вот цель достойная воплощения. Причем художественность повествования  может оказаться  в этом случае не менее важной, чем научная достоверность. Чтобы расшевелить сознание потенциального ученого, пробить панцирь безразличия, достаточно показать саму возможность будущего отличного от настоящего.  Дать направление, абрис, насыщением которого он займется самостоятельно.

Наряду с рекламой НТС не менее интересным представляется построение фантастами моделей социальных и нравственных систем, меняющихся под воздействием будущих открытий. Большое уважение вызывают авторы, которые  способны показать человека в новом мире. Рассуждая о том, какими будут наши потомки, фантасты создают мост в грядущее, позволяющий человеку ощутить себя во времени и время в себе. Именно такое состояние необходимо, чтобы перейти с бытового, потребительского уровня,   на уровень гражданина. Человека деятельного способного к развитию  и творческому осмыслению бытия и в тоже время сознающего ответственность перед будущим. Ведь научный прогресс без социальной и нравственной эволюции – это путь в никуда. И об этом давно сказали фантасты. Вспомнить хотя бы хрестоматийный рассказ «Страж-птица»  Роберта Шекли, в котором непродуманная технологическая схема привела человечество на грань катастрофы.

Итак, прогностическая фантастика, оставаясь недееспособной в плане точных предсказаний, формирует в сознании читателей состояние творческой экзальтации, предвкушения нового, побуждающее к изменению объективной  реальности.  Вот почему крайне важно поддерживать это направление, как на уровне авторов, так и на уровне потенциальных заказчиков фантастической литературы.

Калиниченко Николай Валерьевич