Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
24 апр 2012
Волобуев Олег Владимирович Доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета
«Роль научно-популярной литературы» Хотелось бы несколько расширить сюжетную тематику нашего обсуждения. В научно-популярной литературе имеется ряд давно и до сих пор разрабатываемых направлений, но вместе с тем и временно (надеюсь, временно) забытых направлений. Широкой известностью когда-то пользовались научно-популярные книги, если так можно сказать, широкого диапазона. Я помню, какой большой интерес вызывали «Занимательная математика» Перельмана или «Занимательная минералогия» Ферсмана. Сравнительно недавно была издана книга Льва Минца «Котелок дядюшки Ляо», которую можно с полным основанием назвать «Занимательная этнология». Это направление имеет свой аналог в учебно-популярной литературе для школьников, в так называемых «Книгах для чтения» по разным периодам истории (особенно удачными были такие книги по истории Древнего мира и Средних веков). Сейчас молодежь гораздо больше знает о разных странах и народах (телевизор, турпоездки и т. д.). Почему бы не издавать подобные книги по истории отдельных стран, например, США, страны Евросоюза, СНГ. Такую книгу, как мне кажется, приобретут и иммигранты, и гастарбайтеры, и те, кого эти страны и народы интересуют. Она может быть и хорошим подарком от русского друга своему другу из другой страны. Кстати, подобный набор очерков скрывает за собой важнейшую проблему всемирной истории: почему одни страны вырываются вперед, а другие отстают. Возьмем, средневековый Китай периодов Тан и Сун с его успехами в развитии техники и культуры и раздираемый европейскими державами отсталый маньчжуро-цинский Китай. Какую захватывающую научно-популярную книгу можно написать о взлетах и падениях тысячелетней китайской цивилизации! Перспективными направлениями, на которые я бы хотел обратить внимание, являются взаимосвязанные история повседневности и история вещей. Первая ниша, правда, занята соответствующей, весьма успешной серией издательства «Молодая гвардия». Остановлюсь коротко на истории вещей, которая в то же время и история изобретений, и история преобразований в человеческом обществе. Мы живем в быстро меняющемся мире вещей, в свою очередь изменяющих наш образ жизни. Автомобили, самолеты, телефоны, телевизор, Интернет, бытовые приборы от электрических чайников до микроволновых печек – все эти изобретения сделали иными и нашу повседневность, и наше мировосприятие. Вспоминается замечательная книга Ильина и Сигала «Как человек стал великаном», требующая своего продолжения в новых книгах о новых вещах, более сложных, чем изготовление бумаги или фарфора. Не стану продолжать разговор о сюжетной тематике. Она многообразна, и всего не перечислишь. И здесь важно отыскать свою нишу, уловить спрос на тематику. Но в научно-популярной литературе, как и в любой другой, главная причина успеха – качество, увлекательность образного, умного и учитывающего возраст изложения. Все понимают, как трудно написать книгу, и все знают, как трудно бывает ее издать. Но это относится не только к научно-популярной литературе, но и к литературе художественной, но и к литературе научной. С какими сложностями, с каким трудом пробивались в литературу многие писатели. Это прекрасно описано в полуавтобиографическом «Мартине Идене» Джека Лондона. Помните, как Мартин Иден рассылал по всем журналам свои произведения, и отовсюду приходил отказ. А возьмем наших отечественных писателей – того же Шолохова с его «Тихим Доном»… В треугольнике писатель – читатель – издатель можно запутаться, используя народное выражение, заблудиться, как в трех соснах. Ибо есть общественная потребность (социальный заказ) и есть коммерческая заинтересованность издателя. И между ними лежит творческий и гонорарный интерес автора. Волобуев Олег Владимирович
|