23 апр 2012

Щерба Наталья Васильевна /Украина/

Писательница, лауреат международных и национальных литературных премий /Украина/.

 

«Карпаты, как источник магического реализма

в европейской литературе»


С давних времён горы на Земле считаются местом сакральным, мистическим и таинственным, источником иррациональной, духовной энергии и даже – обиталищем иных, потусторонних сил.

Карпаты – чудесный и благословенный край, расположившийся на полотне ландшафтного разнообразия юго-запада Украины, земля богатейшей истории, где разворачивались баталии Киевской Руси и старой Европы.

Всякий человек, ступивший в сказочные владения его горных и лесных пейзажей, преисполнится искреннего восторга – острой радости за миг осознания красоты земного мира, счастливой благодарности за то, что мы живём в нём.

Карпаты очаровывают силой целительных прикосновений к самой нашей душе; только там, стоя на вершине крутой горы, путешествуя по неровному горному хребту из шатких камней-валунов, наблюдая за игрой хрустальных отблесков быстрой реки, считая звёзды в ночи августовского звездопада, начинаешь понимать само понятие слова «чары».

В наше время среди карпатских гор и прилегающих территорий разместились историко-культурные и этнографические области Украины: Гуцульщина, Буковина, Закарпатье, Покутье, Галиция, Подолье. Суровый горный быт, географическая обособленность от остального мира создал все условия для появления неповторимого и самобытного карпатского этноса. Проезжая мимо прикарпатских селений, можно увидеть богатые фруктовые сады, пышные цветники и ухоженные деревянные дома под добротной черепицей, и везде – утопающие в цветах часовенки – «каплички», кресты и фигурки Богоматери.

Неудивительно, что сила и красота Карпат вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и художников со всего мира.

Ещё в далёком 1910 году Михаил Коцюбинский написал исключительную по своему значению повесть о Карпатском крае. «Тени забытых предков» - знаковая во всех отношениях книга, благодаря которой широкая публика познакомилась с обычаями, бытом, верованиями карпатского края, в том числе с удивительным явлением «мольфарская магия». Рисуя непреодолимую силу любви, Коцюбинский раскрывает её через таинственные образы сказочного мира, находя источник вдохновения в таинстве жизни, таинстве природы и человеческой души, добираясь до самых глубин поверий далёких предков. Его произведение, впоследствии окрещённое «правдивой сказкой гор», является трагической историей влюблённых Ивана и Марички, в которой через всю полноту гармонии и восприятия сказочной красоты дикая горная природа вдруг выступает слепой сокрушительной силой.

Как писал сам М. Коцюбинский: "Гуцулы - наиоригинальнейший народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами, которые населяют леса, горы и воды. Даже христианство он использовал лишь для того, что бы украсить языческий культ."

По этой повести в 1963 году режиссер Параджанов снял значимый для украинского кино фильм с аналогичным названием «Тени забытых предков».

«Все, что видите на экране, было на самом деле. Так, как плачут гуцулы, никто не может плакать. Это был год жизни, прожитой возле костра, возле источника вдохновения» - говорил Параджанов на обсуждении худсоветом только что снятого фильма в 1964 году.

Вот почему говоря о карпатских легендах, поверьях и сказках, нельзя не упомянуть о самом уникальном явлении этого края – мольфарской магии. Кто же такие на самом деле эти загадочные карпатские колдуны - «мольфары»?

«В далекие-далекие времена у подножья Карпатских гор, Мать-природа наделила людей знанием – способным повелевать силами природы. И назвали они себя - Великие Мольфары. От их благосклонности зависела жизнь и смерть, любовь и ненависть. Без них река не течет, ветер не дует, дождь не идет. Они есть самым большим добром и злом одновременно. И царила гармония между силами природы. И ходили они с места на место, направляя природные силы для баланса злой и доброй магии в мире. И дарили они знания свои тем, у кого сердце доброе и помыслы чистые».

Само название «мольфар» происходит от слова «мольфа», обозначающего заговорённый предмет. Соответственно, мольфар – тот, кто его заговаривает, произносит над ним «примовку». Мольфой может быть любая вещь, даже лоскут ткани, кованое вручную украшение, но есть и особые предметы, - например, деревянный крест, «громовица», рахва и «градовой нож», сделанный из лезвия косы – с помощью которого мольфар разгоняет тучи.

Пожалуй, единственная на сегодняшний день подробная работа о мольфарах – это книга писателя и журналиста Громовицы Бердник «Знаки карпатской магии» - уникальное исследование о жизни, обычаях и тайнах карпатских колдунов.

«Жизнь Мольфара – большой крест, который он несет всю жизнь. Это большая ответственность за каждое действие сделанное, за каждое слово сказанное».

В европейской литературе к теме Карпат обращались многие известные писатели. Можно лишь вспомнить культовый роман Брэма Стокера «Дракула», ставший родоначальником «вампирского» жанра.

«Я где-то вычитал, что в недрах Карпатских гор зародились суеверные предания и легенды всего мира, как будто в них находится центр водоворота фантазии; если это так на самом деле, то мое пребывание здесь обещает быть очень интересным» - говорил Джонатан Харкер, собираясь посетить Румынию по приглашению графа Дракулы. Как все мы знаем, уже с первых шагов по загадочной карпатской земле стало понятно, что Джонатан Харкер в своих ожиданиях не ошибся.

Отец современной научной фантастики, знаменитый писатель Жюль Верн, в своё время тоже не устоял перед чарами Карпат и написал роман «Замок в Карпатах», действие которого происходит в Хорватии. Его роман начинается такими словами:«Эта история отнюдь не фантастика, а романтическая быль, хотя кому-то описанные события и могут показаться невероятными. Но таков XIX век: то, что сегодня загадочно и сложно, завтра благодаря достижениям науки становится простым и понятным. Жаль только, что в нашей жизни все меньше остается места для сказаний, легенд, поверий. Так происходит и в Британии, где обитают злые карлики-карриганы, и в Шотландии - пристанище домовых и гномов, и в Норвегии, на родине великанов, эльфов, лесных духов и валькирий, и даже в Трансильвании, где величественное кольцо Карпатских гор способно, кажется, разбудить самое бескрылое воображение».

И действительно, легенды Карпатских гор, их сила и духовная красота потрясает воображение современных писателей и находят отображение в их творчестве. Можно вспомнить книги писателя и фольклориста Степана Пушика - «Страж-гора», «Бусова гора», «Галицкая брама», книги Владимира Эшкилева - «Метафизика Карпат», «Богиня и консультант», роман Тараса Прохасько «НепрОстые», трилогию «Быть ведьмой».

Но сколько же ещё интересного, неизведанного, необъяснимого скрывается в Карпатских горах – крае высоких сосен и зелёных смерек, сколько ещё предстоит узнать тем, кто любит наблюдать, интересуется фольклором, традициями и верованиями предков, идёт дорогой познания человека и природы.

«Нехай щастыть!» - так принято желать удачи на карпатской земле.

Щерба Наталья Васильевна