19 июн 2012

Злотников Роман Валерьевич

(Член Союза писателей России)

«Воспитательная функция популярной литературы»


Я хотел бы здесь поговорить о своих претензиях к нашему государству по поводу его работы в области массовой и популярной культуры, а не только литературы. Однако, перед этим, я всё-таки сделаю небольшую такую интервенцию, желание которой у меня  возникло после того как я послушал некоторые выступления на этом Форуме.

У нас почему-то среди мастеров культуры (давая это словосочетание, я соотношу его с той самой статьёй «С кем Вы, мастера культуры?») бытует несколько странное, если не сказать извращённое, представление о том, что когда-то раньше у нас были высокодуховный народ и, достигшая невероятных высот культуры, интеллигенция. А вот сейчас всё плохо, сейчас полное дерьмо, ничего в стране не происходит и никто ничего делать не хочет. Короче – развал, разврат и убогость. Но это же совершенно не так! Наше время, по большому счету не так уж сильно отличается от того «светлого прошлого» о котором многие так громко ностальгируют. Здесь и сейчас так же живут люди, занимаются своими повседневными делами, работают, учатся, трудятся в большой науке, или творят. И среди них есть как те, кто может послужить образцом для других, так и те, кто, не смотря на все свои способности и, даже, талант вызывают лишь брезгливость. Но разве когда-то было иначе? Я же недаром вспоминал статью Горького «С кем вы, мастера культуры?» Очень показательный образец того, как это было «вчера». Если, мы начнём вспоминать великих советских актёров, писателей и учёных, и заглянем немножко в бытовую сторону их жизни – и доносы писали, и подсиживали друг друга и по поводу дач ругались. Всё такая же реальная, не мифологизированная жизнь, как и сейчас.

Нет у нас сейчас никакой катастрофы. Пора прекращать «плач Ярославны». Пора наконец заняться реальным делом, тек делом, уважаемые коллеги, которое у Вас хорошо получается, у нас хорошо получается. Вот мы писатели, например, делаем дело, и делаем достаточно хорошо. Один пример. Россия – одна из трёх стран в мире, которая читает свою литературу. Россия, Франция и США – всё. Остальные читают чужаков, переводных авторов, да и собственные их писатели часто так же пишут на чужом языке. Чаще всего, на английском.  А у нас в стране этого нет. Но так было не всегда. Например, в области фантастки, в нашей стране был период, он пришелся на середину девяностых, когда современную русскоязычную фантастику практически перестали печатать. Несколько лет в стране выходила только переводная фантастика, в основном англоязычная. На одну книгу русскоязычного автора выходило десяток, а то и больше переводных англоязычных. А по тиражам разница достигала сотен раз. И тогда тоже вовсю раздавались вопли и стенания о гибели русской литературы, выходили пространные статьи о господствующих мировых тенденциях, о необратимых изменениях, о свершившемся факте и так далее. И что? Прошло не так много времени – и мы смогли переломить ситуацию. Сейчас  стране читают нашу, русскую литературу. Что же касается фантастики… Недавно у меня состоялась встреча с одним из руководителей издательства «Эксмо» - Новиковым. Он привёл такую цифру – 50% художественной литературы, которая продаётся сейчас в стране это фантастика. Если мы берём литературу на электронных носителях (электронные книги, телефоны, ноутбуки и т.д.) – это 60%. И это, кстати, очень хорошо. Потому что мы, фантасты,- люди будущего, люди длинного шага.

Как-то у великого американского писателя Роберта Шекли спросили, как он относится к тому, что Китай все больше и больше выходит на передовые позиции в мире. Не означает ли это, что очень скоро именно Китай будет определять мировую повестку дня? Он ответил: «Нет, в ближайшее время это невозможно. Потому что я не вижу китайской фантастики». Сейчас она, кстати, уже появилась. И это о многом говорит.

И вообще, мне кажется, что вот этот «плач Ярославны» предназначен больше для того, чтобы замаскировать собственную несостоятельность. Мол, я – талантлив, да просто гениален, но вот время сейчас такое ужасное… Вранье это! Если ты действительно способен на что-то – докажи это себе, и людям здесь и сейчас. А нет – отойди в сторону и не мешайся.

Хотя это, конечно, не означает, что сегодня у нас все хорошо и не о чем говорить.

Есть у нас проблемы? Есть!

О некоторых из них я готов поговорить не только как писатель, но и как гражданин. Считаю, что одна из основных проблем это бестолковое и бессистемное использование средств, и немалых средств, которые расходуются на культуру и государственного бюджета. И вообще отсутствие сколько-нибудь внятной государственной политики в области культуры.

У меня есть друг, довольно сильный экономист и владелец собственного многомилионного бизнеса. Так вот он всегда утверждал, что самая большая глупость, которую может сотворить любой инвестор – это рассеянные инвестиции. А что мы видим сейчас? Именно это. Средства, действительно солидные, расходуются так, что лучше было бы топить этими ассигнациями печь. Больше толку было бы. Деньги либо по знакомству, на условные «Утомлённые на острове-3», причем на это тратятся гигантские средства, на которые можно снять 5-6 окупаемых фильмов; либо вообще не понятно как – нате всем сёстрам по серьге, по 5000 рублей каждому провинциальному музею. Причём делается это без какой-либо постановки задач. На, возьми, что могу дать, и больше не приставай. Это как? Нищим что ли подаем? На паперти? Христа ради?

Нет, государству не зачем рулить культурой, ни в коем случае. Не надо! Но понимать что ему надо, какие задачи перед ним стоят в этой области, зачем вообще нужна культура – необходимо. Иначе за те деньги, которые государство выделяет на вроде как нужную и благородную задачу, этому самому государству быстренько положат огромную свинью. Под вопли о борьбе за высокую культуру, честные выборы, настоящую демократию, общечеловеческие ценности и все такое прочее.

Опять повторюсь, это совершенно не означает, что государство должно, так сказать, «опуститься» на культуру всем своим грузным телом и плотно охватить ее, родимую, недреманным оком цензуры или чего-то такого подобного. Ни в коем случае! Было такое, чем кончилось – знаем. И для культуры, и для государства. Но, извините, не делать практически ничего – тоже не выход.

У нас создалась сейчас более-менее внятная, и, в общем-то, прозрачная структура финансирования культурных проектов, объектов в которых доля государства либо вообще отсутствует, либо очень небольшая. Есть спонсоры, есть гранты, есть собственные средства, есть что-то ещё. Вот там где государственных денег нет, люди пусть работают так, как они договорились с этими своими спонсорами и грантодателями. Это создаёт отличную конкурентную среду и идет всем на пользу. Если конкурентной среды не будет, мы будем создавать непонятно что, какие невнятные, неяркие, мутные вещи при любом, даже ста пятидесяти процентном госфинансировании. Так что пусть будут… Да, возможно полученный в результате этого продукт будет не очень хорошим, будет вызовом нравственности, морали, обществу, чем-то ещё, но, если это не переходит в область Уголовного кодекса – пусть существует. Но вот там, где государство вкладывается, оно должно стопроцентно знать какой продукт должен получиться. Как его можно использовать. С чем он будет конкурировать. И какие смыслы задавать. Наша задача, что бы наши читатели, наши зрители, наши посетители музеев, попробовав то, что не имеет под собой ничего, кроме эпатажа, отплёвываясь, вернулись к нам.

И это возможно, потому что только государство может обеспечить, например, синтетический результат. Немного поясню. Допустим, государство даёт деньги на производство кинофильма. При этом нужно сразу планировать синтетическое использование полученного результата.  Этот фильм должен быть готов для использования в разных областях – завоевания собственного рынка, представление страны на мировой арене, для воспитательной работы, например, в воинских частях и так далее. Да, результат может быть не слишком удачным, в творчестве не всегда все получается так, как планируется, но вот замах – замах должен быть максимально широким. А пока я вижу скорее некий испуг наших чиновников, испуг, как в области внятного формулирования целей, так и при оценке полученных результатов. Выделили деньги – получили пшик и ни звука. Все как в песенке о прекрасной маркизе.

Кстати, я не зря упомянул об армии. Армия – гигантская социальная машина. Коммунистическая партия и И.В.Сталин сверх результативно задействовали эту машину для строительства Советского государства, когда крестьяне приходили на воинскую службу, проходили идеологическую обработку и становились советскими людьми. В Советском Союзе была построена целостная система слияния народов в единую государственную общность – советский народ. И даже 20 лет после развала Советского Союза не смогли полностью уничтожить эту общность, возникшую за исторически незначимый срок жизни Советского Союза. Конечно, советский народ общность достаточно расплывчатая, учитывая разнообразие народов населявших и населяющих Историческую Россию, но даже за этот краткий исторический срок был создан единый гражданский стандарт. Так вот армия была одним из важнейших механизмов, если не главным плавильным котлом государства. И во многом от того, насколько эффективно государство сможет воздействовать на ценностной аппарат молодых людей за тот  год, что они проведут на службе по призыву, будет зависеть то, какой будет наша страна через пять, десять, двадцать пять лет. И возможности для этого есть и немалые. Не будем залезать в епархию командиров, но, за год службы в армии солдат успеет посмотреть более ста фильмов, способен (хотя и не обязательно это сделает) прочитать несколько десятков книг, несколько сотен журнальных и газетных статей и так далее. Почему на это не обращается вообще никакого внимания?

Мы сейчас ругаемся по поводу несколько более смуглых людей, часто встречающихся на наших улицах, основная претензия к которым заключает отнюдь в цвете кожи, а в другом ценностном аппарате и плохом русском языке. Ну и что сможет решить эти задачи, да-да, отнюдь не проблемы, а именно задачи, лучше, чем культура? И таких задач – море, но вместо их решения мы продолжаем сидеть ровно на попе, лишь страдальчески заламывая руки и сетуя на то, как все вокруг плохо, какие все вокруг глупые безнравственные и бездуховные. Пора прекращать, мастера культуры, а то те места в Парижских подворотнях, на которые в двадцатых годах могли претендовать наши с вами коллеги, ныне уже заняты. Алжирцами и марокканцами.

Общественная Палата, где проходит наш Форум, могла бы стать отличным интегратором и регулятором, сведения нескольких целей к единому, государственно и общественно значимому результату.

Повторюсь. Не надо стенать и плакать, надо просто собраться и работать там, где ты считаешь, что у тебя хорошо получается. Не кликушествовать, не завывать о свободе, не выдвигать претензий к власти. Если у тебя есть серьезная, животрепещущая претензия к власти – не надо эпатировать, не надо увешиваться белыми шариками и гадить под елочку на Чистых прудах. Иди во власть и работай, меняй ее так, как ты считаешь правильным. А все остальное – обыкновенная пустая болтовня. 

Злотников Роман Валерьевич