Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
11 июл 2013
Володихин Дмитрий Михайлович (Доктор исторических наук, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ. Член-корреспондент РАЕН. Член Союза писателей России. Москва, Россия)
«О необходимости создания дополнительного учебного пособия по истории регионов России»
В настоящее время преподавание истории в средней школе имеет вид двух курсов с принципиально разным контентом. Это, во-первых, курс Российской истории от восточных славян до начала XXI века и, во-вторых, курс «Истории края», «Москвоведения» и т.п. Иными словами, курс, дающий понимание истории «малой родины». Таким образом, учащийся получает информацию о своем регионе, а также о событиях истории, которые протекали, главным образом, в связи с несколькими столичными центрами – Киевом, Владимиром, Москвой и Санкт-Петербургом. Понимания того, какова историческая биография других регионов, в том числе и соседних, как они осваивались, кто там живет, когда они стали частью России, какое место сейчас в ней занимают, у школьников нет и не предвидится. Самым очевидным образом не хватает пособия (не учебника, а именно дополнительного учебного пособия для учеников и учителей), где содержалась бы информация по истории, предназначенная для расширения исторического кругозора, сформированного уже названными выше курсами и относящаяся к судьбам российской провинции. Условное название, которое можно дать такой книге: «История российских регионов». В рамках подобного рода пособия на политической карте России должны быть выделены значительные по площади регионы (больше, чем отдельные Субъекты Федерации) – Центрально-Европейский регион, Залесская Русь, Поволжье, Черноземье, Русский Север, Русский Юг, Кавказ, Урал, Сибирь Западная, Сибирь Восточная, Дальний Восток. Особое внимание должно быть уделено местам традиционного расселения казачества, а также освоению морских путей в Северном Ледовитом океане, в зоне территориальной принадлежности РФ, как она сложилась к настоящему времени. История каждого из этих регионов должна быть представлена в трех видах информации: 1. Сжатый очерк истории региона, написанный с современных научных позиций, с учетом достижений науки на сегодняшний день; 2. Выдержки из классических трудов историков прошлого, так или иначе создающих яркий образ, связанный с исторической биографией какого-либо из перечисленных регионов; 3. Цитацией исторических источников: мемуаров, дневников, записок иностранцев, летописей, документов делопроизводства, литературных произведений, фотографий особо примечательных объектов природного, монументального или археологического наследия региона. Пособие должно также включать ссылки на полезную литературу по истории регионов РФ, а также на сетевые ресурсы, где содержится информация подобного рода. Такое пособие могло бы использоваться для самостоятельного освоения учащимися исторического материала, составления ими разного рода рефератов, а также при проведении специальных уроков, посвященных сближению различных регионов России. С точки зрения идеологической, «История российских регионов» послужит инструментом борьбы с разного рода проявлениями этнокультурного сепаратизма. Володихин Дмитрий Михайлович
|