Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
23 апр 2012
Стус Дмитрий Васильевич /Украина/ Член Гуманитарного общественного совета при Президенте Украины, старший научный сотрудник Института литературы имени Т.Г.Шевченко Национальной академии наук Украины, Лауреат государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко (Украина). «Современная популярная украинская литература: итоги двадцатилетия, 1991 – 2011 г.г.» Добрый день, уважаемые дамы и господа! В своем докладе, я попробую не столько обрисовать ситуацию в современной популярной украинской литературе и культуре, сколько обозначить те точки преткновения, те главные психологические, ментально-культурные и исторические проблемы, которые мешают сегодняшнему российско-украинскому диалогу, создают очаги ненужной напряженности и как следствие, формируют ситуацию взаимного недоверия и непонимания друг друга. Совершенно очевидный факт: Украина, а еще раньше Гетьманщина, а еще раньше часть княжества Литовского, а еще раньше часть Руси не только Киевской но и Галицкой, а еще… Впрочем, хватит исторических ретроспектив. Я их упомянул лишь для того, чтобы напомнить всем нам, что пространство и время на территории сегодняшней Украины не однородное, но сотканное из множества различных культурных, географических и религиозных влияний. Всё, что сегодня происходит в Украине, так или иначе связано с влиянием этих факторов. Их можно было долго не замечать, но сегодня они напомнили о себе, введя в совершенное непонимание не только посторонних наблюдателей, но и в определенной мере нас самих. Заметьте, я умышленно не упомянул еще один проблемный фактор влияния – религиозный. А ведь религиозная традиция для значительной части украинского населения во многих случаях значит куда больше, чем культурно-политические клише и государственная риторика. А чтобы уважаемому собранию лучше была понятна сложность религиозно-культурных хитросплетений, приведу такой факт: Брестская уния, которая с одной стороны была резко осуждена православной церковью, но с другой – дала толчок к первому в Европе переводу на понятный народу язык полного текста Библии (первого в Европе) и создала условия для открытия первого в восточной Европе университета – Острожской академии, легче принималась людьми в Киеве и на полесско - волынских землях, чем во Львове и на Галичине. Ныне ситуация прямо противоположная. Что исторически обусловлено и, в общем, вполне объяснимо. К чему я клоню? Мы часто забываем, что интеллигенция сегодня, как, собственно, в любые времена, должна уметь подниматься над проблемными и «больными» вопросами дня сегодняшнего, т.е. уметь искать и находить способы преодоления разногласий. Иногда только для того, чтобы не утратить чувство сопричастности и ответственности не только перед своим народом, что конечно, приоритетно, но и перед своими соседями, перед всем человечеством, в конце концов. Чтобы понять те непростые процессы, которые происходят в мире сегодняшней Украины, нужно исходить из того, что в пространственно-временном измерении земля Украины соседствует с Западом и Востоком, Россией и Крымом, Польшей и Беларусью. Ее ландшафт вмещает в себя и бескрайние просторы южной степи, и лесостепь Волыни, и лесную замкнутость Полесья, и герметичные формы Галичины, и непохожие горные массивы Карпат и Крыма, и т.д. и т.д.… Соответственно разнообразна и украинская культура. Да и как иначе? И сегодня это разнообразие касается не только христианской составляющей, но и мусульманской. На сегодняшний день в Украине проживает около миллиона азербайджанцев, культурные и поведенческие коды которых значительно разнятся с крымскими татарами. Культура и традиции последних также отличаются от традиций и культуры, к примеру, волжских татар. На том же Донбассе находится место и грекам-эллинам, и грекам, переселившимся на берега Азова на тысячу лет позднее. И каждый стремится сохранить свою самобытность. Соответственно у каждой группы свое виденье истории, отличное не только от общепринятой в советские времена, но и от разнообразных версий независимых историй, которые в нашей стране не имеют единой концепции и, главное, единой конструктивной перспективы. Мы живем в мультикультурном мире, и с этим в Украине согласны, пожалуй, все, но в то же время иногда декларируем попытки построения монокультурного государства, которое изначально лишено позитивного вектора развития. Особо хочу обратить внимание слушателей на тот факт, что, цитируя поэта и культуролога Алексея Зараховича, сегодняшние властные структуры Украины за 20 лет так и не предприняли попытку «вступить в права наследия» тем, что было создано за тысячи лет представителями разных народов, которые жили в наших землях. Пытаясь сохранить неповторимость украинской культурной стихии, у нас не обращали внимание на то, что практически бесследно исчезли культуры других народов, которые обогащали и питали украинскую. Так, практически исчезла культура, созданная на идиш. Культура, которая не только имеет неповторимый колорит, и ни с чем не сравнимую звуковую и красочную палитру, но вне которой очень сложно понять и русскоязычную, и украиноязычную культуру моей страны. Я не говорю уж о традициях веротерпимости, одним из примеров которой было предоставление возможности прятать в монастырях женскую линию крымско-татарской элиты от вывоза в Османскую империю. Повторюсь, к сожалению, сложная культурная и языковая ситуация в стране привела к тому, что многие украинские политики, не имея конструктивной идеи культурного развития, использовали Россию как точку опоры, разыгрывая карту дружбы или вражды. Такой незамысловатый конструкт был плох не только тем, что стремился опереться на что-то извне, а и тем, что кто-то, в данном случае Россия, осмысливалась не в контексте своих вызовов и проблем, а в контексте украино-российских отношений, возведенных в абсолют. Естественно, такая политика не только не принесла положительных результатов в деле возрождения национальной культуры, не только не позволила защитить свое культурное пространство, но и создала ситуацию, при которой у русскоязычного населения отдельных регионов Украины возникло ощущение ущемления их прав. Ситуацию усугубляли политики и политтехнологи, которые без устали разыгрывали российскую карту и для привлечения на свою сторону электората на выборах, и для отвлечения внимания населения от нерешенных актуальных проблем. Естественно, после решения сиюминутных задач о теме и проблеме забывали, но сама проблема, которую постоянно поднимали и не решали, перерастала в хроническую, мигрируя из плоскости реальности, в плоскость стереотипов и мифов. Конструктивного разрешения проблемы не искал никто, предпочитая делать вид, что ничего не случилось. В то же время реальные результаты были, просто на них никто не хотел обращать внимание. Самым же обидным было то, что постепенно возникала общая ситуация недоверия и непонимания, разжигались очаги противостояния и страха – единственные закономерности на этом пути. Впрочем, не вижу надобности нагнетать ситуацию, просто искренне стараюсь изложить видение культурной ситуации в Украине так, как она представляется мне, и не только мне. Сегодня совершенно очевидно, что в Украине наличествует разная трактовка многих исторических событий и культурных артефактов, которую в ближайшем будущем никто не сможет, да вряд ли это и нужно, привести к общему знаменателю. Нужно понимать, что дедушка или бабушка сегодняшнего зрелого жителя условного Ивано-Франковска мог сесть в поезд и через условных десять часов выйти из него где-нибудь в Венеции, а для жителя Чернигова или Одессы путешествие в Москву или Санкт-Петербург было не только более длительным, но и значительно менее комфортным. Я уж не говорю о путешествиях, которые совершались не по своей воле в значительно более далекие районы. Но если украино-польские проблемы связанные с кровавой резней времен Второй мировой войны неоднократно обсуждались в кругах интеллектуалов и в какой-то степени компромисс был найден, то проблемы украино-русского соседства или замалчиваются, или подымаются людьми, которые не ищут компромиссов, напротив, заинтересованы в навязывании собственной точки зрения. Закономерно, что при таких подходах к проблеме постепенно традиции Австро-Венгерской империи при общей культурной ориентации на западную культуру и общем западноцентричном взгляде в Украине в целом постепенно усиливаются, ощутимо влияя на социальную парадигму «свой - чужой», в то время как русское культурное влияние, к сожалению, ослабевает. И это несмотря на то, что на русском общается не менее половины населения страны. Но общение общением, а оторванность от русской классики и культуры с каждым годом ощущается все более остро. Лично для меня совершенно очевидно, что стратегия западных донорских организаций в Украине оказалась более действенной и эффективной, чем российское влияние, которое производилось посредством усиления политического и бизнес влияния. Каких то сиюминутных результатов, конечно, такие прагматичные шаги достигали, но стратегически это привело к тому, что на культурном уровне в Украине сегодня процветает российский в большинстве случаев низкопробный масскульт, а язык, на котором пишут молодые люди, говорящие по-русски, не просто ужасающе беден лексически, но и совершенно безграмотен. Самое же плохое, как мне кажется, заключается в том, что практически двадцатилетнее отсутствие культурного, а не политического (оно то как раз у нас есть), присутствия России в Украине привело к тому, что она из дружественного и близкого соседа превратилась в terra incognita, землю неизвестную, персонажа не столько реального, сколько мифического, которого можно наделять любыми качествами. Естественно, определенные политические силы этим пользуются, используя известный технологический прием полуправды. Так и создается картинка, посредством которой часть населения, особенно населения молодого, легко впитывает информацию о всех бедах и национальных обидах, которые приходили к нам от восточного соседа. Позитив, которого тоже было немало, остается за кадром. Особенно неприятно, что позитив остается не только за кадром массового сознания, но и выветривается из сознания интеллектуалов, которые в свое время делали непростой выбор, и в большинстве своем предпочли сотрудничать с западными донорскими фондами, а не с заангажированными политически российскими институциями. Конечно, этого не стало бы проблемой, если бы Украина проводила внятную идеологическую и культурную политику на государственном уровне. К сожалению, два десятилетия у нас ушли на отчасти бесплодные попытки понять себя как целостность, а потому ни о какой продуманной и последовательной культурной стратегии со стороны государства речи не было. Собственно, ею и не было кому заниматься. Все эти факторы привели к тому, что сегодня в Украине заметно усилилось общее чувство страха и непонимания России, и постепенно все беды, которые были в истории Украины у значительной части населения все больше и больше ассоциируются именно с Россией. К счастью, этот процесс не завершен, его можно и нужно остановить, но он очевиден, и мне кажется, что в нынешней ситуации задача противостояния ему является одной из главнейших для интеллигенции России и Украины. Я уверен, что это не только в интересах наших народов, но даже в интересах самих политиков, которые плохо представляют последствия такого неконтролируемого мифотворчества. К сожалению, наши политики делают вид, что игры с чувством национального достоинства и гордости возможны. Не буду называть известных имен, но ни для кого не секрет, что некоторые современные политики наших с вами стран позволяют себе некорректные высказывания о наших народах. Понятно, что позже эти высказывания подхватываются отдельными крикунами, тиражируются и создают не позитивный, а наоборот, негативный психологический фон для украино-российских отношений. Неужели нужно кому-то объяснять, что это крайне опасные игры. Невозможно убедить человека, который живет ближе к Вене, чем к Киеву, не говоря уже о Москве, что в культурном отношении он должен ориентироваться на них. Но нужно, по крайней мере интеллигенции, научиться понимать истоки иных взглядов, и найти те темы и типы сотрудничества, которые будут способствовать сближению, добрососедству и пониманию между нашими народами. Так давайте же не создавать врага, он выищется и сам. Давайте искать и создавать друга, ведь только дружба, толерантность и терпимость сделает всех нас богаче. Несколько слов о главных тенденциях развития популярной украинской культуры. Не буду оригинальным, если скажу, что в современном обществе главенствующую роль в формировании виденья мира играет телевиденье и Интернет. В больших городах Украины, особенно в нынешней ситуации утраты доверия к политическим партиям и блокам, особенно возрастает роль Интернета, как единственного нерегулируемого источника информации. В основном из него молодой человек черпает необходимую ему информацию. При этом, что очень важно отметить, уровень доверия к ней значительно выше, чем к информации, опубликованной на страницах периодических изданий, или переданной с экранов телевизором. Это мало кому нравится, но это факт. Впрочем, собственно литературы на сегодняшний день это касается меньше других сфер. В то же время, в нынешней ситуации, когда за последний год в стране закрылось сразу два толстых журнала – «Сучасність» и “Київська Русь”. По существу единственным общенациональным толстым журналом остался «Курьер Кривбасса», издаваемый в Кривом Рогу. Из русскоязычных журналов отмечу, конечно «Шо» и «Радугу». Влияние и значение последней с каждым, увы, слабеет. Новых имен за последние несколько лет на небосклоне популярной литературы не появилось. Как и раньше, пик читательской популярности удерживают Мария Матиос и Оксана Забужко, Сергей Жадан и Юрий Андрухович, Лада Лузина и Андрей Курков. Впрочем, по настоящему интересна в Украине поэзия. Как украиноязычная, так и русскоязычная. Но, ее к сожалению к популярной литературе никак не отнесешь. В прошлом году литературную тусовку сотрясло два скандала, которые засвидетельствовали возросший интерес читателя к новым явлениям литературы. К сожалению, качество романов Лины Костенко «Записки українського сумасшедшего» и Васыля Шкляра «Залишенець/Чорний ворон» оставляли желать лучшего. Последний текст, кстати, имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Это яркий пример недостаточно ответственного отношения писателя к своей миссии. В результате вокруг романа нагнеталась политическая шумиха. Наверное, для литературного застоя, наблюдающегося сегодня в Украине, это неплохо. Для литературы – не уверен. По крайней мере послевкусие было довольно неприятным. Что радует, в последнее время в Украине появилось немало интересных детских писателей. Особенно отмечу трилогию про казаков одессита Владимира Руткивського. Появление этой трилогии в довольно бедном явлениями литературном мире вселяет надежду. Знаю, что много очень интересных рукописей поданы на конкурс «Коронация слова» именно в детской номинации. Впрочем, все закономерно, в послекризисный период издатели печатают только то, что гарантировано будет продаваться. Сегодня это преимущественно детская и юношеская литература. Среди сетевой литературы особо интересных явлений тоже нет. Боюсь ошибиться, но похоже мы вступаем в эпоху звука и картинки. По крайней мере именно этот сегмент у нас постепенно выходит из тени. Так, в кругу интеллигенции и интеллектуалов в последнее время входит в привычку прослушивание подкастов и всевозможных культурных разговоров, размещаемых в Интернете. Пока это явление маргинальное, но имеющее устойчивый рост количественных показателей. Все большую популярность приобретает общение писателей и популярных журналистов с читателями в социальных сетях. По крайней мере, рейтинг таких диалогов достаточно высок. Если смотреть на популярную культуру шире, то, снова, к сожалению, мы видим зависимость культурных проектов от политической конъюнктуры. Так, ожидаемый фестиваль популярной песни и поэзии в Керчи «Мосты дружбы» на неопределенное время заморожен, хотя, когда прояснится ситуация с построением самого моста в Крым, спонсоры, не сомневаюсь, найдутся и проявят интерес. Другое дело, что тогда снова многие будут говорить о политической доминанте, проекте, и т.п. Мы снова возвращаемся к озвученным вначале посылам: зависимости дружественных и культурных связей от политической конъюнктуры, что порождает недоверие со стороны общества, по крайней мере в Украине. В связи с этим хочу закончить свое выступление лишь одним пожеланием: чтобы переломить сложившуюся ситуацию интеллигенции двух стран нужно, как мне кажется, запустить несколько долгосрочных проектов, которые бы помогали служили делу сближения наших народов, ставили и обсуждали насущные вопросы, возобновляли атмосферу взаимного доверия и уважения друг к другу. Одним из таких проектов мог бы стать дайджест русских толстых журналов, издаваемых в электронной или традиционной форме, с обязательным критическим сопровождением с украинской стороны. Интерес к подобному проекту был бы значительным, а польза – взаимной. Впрочем, у нас во время конференции еще будет возможность об этом поговорить. В заключение хочу поблагодарить организаторов «II Международного Форума «Популярная литература и современное общество», «Неправительственный инновационный центр» и Национальный культурный центр Украины в Москве за эту встречу, которая дарит надежду. Стус Дмитрий Васильевич
|