Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
01 июн 2010
На правах рукописи
ЛАЛУШКИНА Анна Юрьевна ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(на примере Московской области) 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
Автореферат
Москва – 2009
Работа выполнена на кафедре «Национальная экономика» ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор, Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Ведущая организация - Институт проблем рынка РАН С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» Автореферат разослан 19 октября 2009 г. Ученый секретарь
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Создание в России национальной инновационной системы (НИС) и формирование условий для роста значимости науки и инноваций в отечественной экономике, при всей сложности и масштабности данной задачи, являются важнейшей целью стратегии развития субъектов Российской Федерации. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития региональной научно-инновационной политики как важной составной части государственной инновационной политики. Исследование автора показали, что в отдельных субъектах Российской Федерации не сформированы даже начальные инновационные цепочки, включающие научные, образовательные, внедренческие и производственные звенья, не говоря уже о создании полноценного организационно-экономического механизма научно-инновационной деятельности. Вместе с тем многие ученые экономисты и специалисты однозначно определяют, что рост конкурентоспособности, в том числе региональных экономик, возможен в первую очередь на основе научно-инновационного развития . Все вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы. В экономической литературе многосторонне исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использования научного и научно-технического потенциалов, определения социально-экономической эффективности нововведений, совершенствования организации и управления инновационной деятельностью. Этим проблемам посвящены, в частности, труды признанных российских ученых Абалкина Л.И., Аньшина В.М., Арутюнова Ю.А., Бляхмана Л.С., Глазьева С.Ю., Гончаренко Л.П., Гохберга Л.М., Доброва Г.М., Дуженкова В.И., Дунаева Э.П., Жильцова Е.Н., Завлина П.Н., Замятиной М.Ф., Зинова В.Г., Золотарева B.C., Иващенко Н.П., Казанцева А.К., Краюхина Г.А., Кузык Б.Н., Львова Д.С., Миндели Л.Э., Олейникова Е.А., Пилипенко П.П., Пригожина А.И., Пузыни К.Ф., Румянцева А.А., Рыбакова Ф.Ф., Салтыкова Б.Г., Трифилова А.А., Уколова В.Ф., Яковца Ю.В и других авторов. Среди зарубежных авторов, получивших наибольшую известность в нашей стране, следует отметить работы Акоффа Р., Андерссона М., Ансоффа И., Друкера П., Карлссона Ч., Лундвалла Б., Мэнсфилда Э., Портера М., Санто Б., Твисса Б., Туоми И., Уотермана Р., Фостера Р., Шумпетера И.. Проблемы формирования научно-инновационной политики в современный период выдвигаются в число приоритетных интересов многих российских ученых. Многоаспектность такого социального феномена, как инновация, привлекает к себе ученых различных областей знания: экономики, социологии, философии, психологии и др. Теоретические и методологические вопросы функционирования отдельных элементов механизма формирования и совершенствования научно-инновационной сферы, а также вопросы развития региональных экономических систем рассматриваются в трудах Гранберга А.Г., Дагаева А.А., Дынкина А.А., Казакова В.Н., Ковалева Г.Д., Колоколова В.А., Лапина Н.И., Сазонова Б.В., Цогоева В.Г., Шнипера Р.И. и др. В то же время по-прежнему существует значительный разрыв между теорией и практикой инновационной деятельности. Очевидно, что государственное регулирование инновационной сферы, особенно на региональном и муниципальном уровнях, уже не удовлетворяет современным требованиям. До сих пор не выработаны основы организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационных процессов, нет адекватного ответа федеральных и региональных государственных органов на вызовы современной экономики, требующей повышения эффективности инновационного развития. Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование формирования и функционирования национальной инновационной системы и на этой основе - разработка научно-практических рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию государственного регулирования инновационных процессов в субъектах РФ. 1. Предложить авторское определение понятия «научно-инновационная политика» и уточнить определения: «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики в субъекте РФ – Московская область. 2. Сформулировать методологические основы формирования национальной инновационной системы и основных элементов инфраструктуры научно-инновационной политики. 3. Провести анализ и дать оценку состояния инновационной деятельности в реальном секторе экономики России, определить экономические предпосылки и особенности формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Московской области. 4. Определить направления модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ. 5. Предложить методические подходы к реализации региональных программ и проектов научно-инновационной политики. 6. Рекомендовать основные направления совершенствования развития финансовых механизмов, способствующих коммерциализации инновационных технологий. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие при реализации организационно-экономического механизма региональной научно-инновационной политики. Объект исследования – деятельность региональных научно-инновационных комплексов, инновационно-активных предприятий, организаций инновационной инфраструктуры с целью повышения эффективности их функционирования. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, инновационного менеджмента, развития национальной инновационной системы. В диссертационном исследовании применен диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения и системный подход к рассмотрению процессов и явлений; методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического и экономико-математического анализа. Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке научно – практических рекомендаций по развитию и совершенствованию государственного регулирования инновационных процессов в субъектах РФ. 1. Предложено авторское определение понятия «научно-инновационная политика», уточнены определения «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к современному этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики субъекта РФ. 2. Сформулированы методологические основы формирования научно-инновационного потенциала и основных элементов научно-инновационной инфраструктуры субъекта РФ. При этом научно-инновационный потенциал субъекта РФ трактуется как совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих предприятий обеспечить разработку и производство инновационной продукции. 3. Определены основные направления модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ. 4. Рекомендованы основные направления совершенствования финансовых механизмов способствующих коммерциализации инновационных процессов. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложены направления и методики формирования основных элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационными процессами в субъекте Российской Федерации. Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на региональных и международных конференциях и семинарах, в том числе на: научно-практической конференции «Научные центры РАН в инновационном развитии Московской области» (24 ноября 2006 г. в г. Пущино, Московской области); Международной конференция «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации» (9 – 10 октября 2008 г. Москва, МГИМО); Международной научно-практической конференции «Инновации РАН – 2008» (10 – 12 ноября 2008 г, г.Н.-Новгород). Публикации. Содержание и результаты диссертационного исследования отражены в четырех статьях, в том числе в двух статьях в изданиях, включенных в утвержденный перечень ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 2,6 п.л. Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет 161 страницу, включает14 таблиц, 12 рисунков, 10 приложений. Одним из путей выхода из мирового финансового кризиса на Давосском экономическом форуме 2009 г. Путин В.В. назвал инновационный путь, с которого Россия не свернет. В соответствии с поручением президента Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N Пр-645 на территории Московской области реализуется пилотный проект по практической отработке элементов инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В диссертации инновация рассматривается как новая ценность, полученная в результате применения новшества, созданного на основе научной идеи для удовлетворения потребностей как отдельных потребителей, так и общества в целом, конечным результатом использования которой является социальный эффект и экономический результат. Инновационный процесс — более широкое понятие. В диссертационном исследовании данное понятие рассматривается с различных позиций и разной степенью детализации. По мнению автора, во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, нововведений, производственной деятельности. Во-вторых, инновационный процесс можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения (рис. 1).
Рис. 1. Функциональная последовательность инновационного процесса Инновационный процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей. На основе проведенного исследования и научного обзора отечественной и зарубежной литературы, касающейся национальных инновационных систем установлено, что в настоящее время сформировалось четырехуровневое отраслевое деление национальной экономики высокоразвитых стран, а именно:
Назрела необходимость изменения современной отраслевой структуры российской экономики в сторону заметного увеличения доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей, переход к экономике знаний. В работе предлагается, разработанная автором модель движения нового знания вдоль инновационного цикла (рис. 2), в которой новое знание может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. Более того, здесь, по мнению автора, может (и должен) появиться новый блок (на рис. 2 – блок «Управление», а в реальной жизни – субъект), который занят анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационной ренты на разных этапах жизненного цикла. Таким образом, переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой.
Исследуя экономические предпосылки и особенности формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Московской области, в диссертационной работе установлено, что Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с высоким научным и образовательным потенциалом, развитым сельскохозяйственным производством. В работе рассматриваются важнейшие составляющие инновационной структуры Московской области: 1. Формирование ведущих научных центров страны, (из 7 городов России, которым официально присвоен высокий статус наукоградов, 4 - расположены в Подмосковье): Королев, Дубна, Реутов и Фрязино. Кроме того, права носить это звание добиваются и другие подмосковные научные центры: Пущино, Жуковский, Черноголовка, Протвино, Троицк, Красноармейск, Юбилейный. 2. Создание в инновационной инфраструктуре Подмосковья малых инновационных предприятий. Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Московской области являются: инновационная деятельность; производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. 3. Формирование системы развития инфраструктуры по проектам, предусматривающая создание в Московской области в срок, не превышающий пять лет, сложных систем, ориентированных на оказание комплексных транспортных, информационных и других видов услуг, а также услуг, направленных на целостное решение проблем здравоохранения и коммунального хозяйства. 4. Создание в инновационной инфраструктуре технопарков. Как установлено в ходе исследования, технологические парки в Подмосковье создаются как научно-производственные территориальные комплексы, призванные обеспечить реализацию всех стадий инновационного процесса через взаимодействие с новыми и находящимися на стадии становления компаниями, работающими в различных сферах наукоемкого предпринимательства. Таблица 1
В ходе проведенного исследования автором предложена методика определения инвестиционной активности предприятий и организаций Московской области . Автор вводит понятие «ромб инновационной активности» (рис.4). Согласно предложенной методике под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.
Рис. 4. Ромб инновационной активности В третьей главе: на примере Московской области разработаны основные направления совершенствования механизма формирования и развития финансовых механизмов, способствующих коммерциализации инновационных технологий; определены основные направления совершенствования экономического механизма государственного регулирования научно-инновационной деятельности, мероприятия по модернизации государственной поддержки и стимулирования формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности в субъекте РФ. В настоящее время в России действует ряд финансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации. К ним в первую очередь относятся Российский фонд технологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в 1994 г.), Венчурный инновационный фонд (ВИФ)(создан в 2000 г.). Однако бюджеты всех названных фондов достаточно скромные и колеблются в пределах 1,5 – 4% государственных расходов на гражданскую По мнению автора, РФТР мог бы работать более эффективно при изменениях в механизме его деятельности, которые могут быть осуществлены по следующим направлениям. 1. В проектах, где требуется получение заемных средств, РФТР мог бы выступить гарантом их возврата или гасить процентные ставки по возврату банковских кредитов. Мировой опыт показывает, что возврат даже 50% средств в такие фонды является хорошим показателем их эффективности. 2. РФТР мог бы стать источником государственных вложений в развитие венчурной индустрии в России. 3. РФТР мог бы стать одним из главных государственных источников инвестирования в инновационную инфраструктуру. 4. В условиях все еще слабой реализации результатов отечественных НИОКР на российском рынке многие научные коллективы ищут возможности их продвижения на зарубежные рынки. Для продвижения на мировой рынок отечественной наукоемкой продукции, целесообразно создать совместные научно-технические фонды, где учредителем от имени России мог бы также выступить РФТР. Для этого требуется разработать и утвердить на правительственном уровне условия и порядок участия РФТР в международных научно-технических фондах. В результате проведенных исследований установлено, что определенные сложности в работе Фонда содействия связаны не только с бюджетными ограничениями, но и с тем, что он по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением и, в то же время, по ряду признаков (самоуправляемость, наличие в структуре управления наблюдательного совета, распределение финансирования на основе грантов) соответствует понятию «фонд», определенному Гражданским кодексом (ст. 118). В связи с этим возникают проблемы, связанные с определением понятия и сущности грантового финансирования и проблема прав на интеллектуальную собственность, созданную на счет бюджетных средств. Таким образом, по мнению автора, необходима гармонизация общего гражданского и специального законодательства применительно к понятию «грант». Проведенные исследования свидетельствуют о том, что одна из существенных причин, почему в России венчурные фонды не получили развития, состоит в том, что государство не берет на себя реальных рисков. Рис. 3. Механизм предоставления налоговых льгот по платежам в региональный бюджет (на примере Московской области)
В заключение диссертационной работы перечислены основные научные результаты исследования.
Методика использована автором при проведении НИР в рамках выполнения федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» в Международном институте Бизнес Тренинга Авторское представление об инновационной активности разделяет анализируемую систему на три части: 1) «вход» – инновации и ресурсы; 2) «оператор» или механизм преобразования входа в выход (организационно-управленческие решения); 3) «выход» – результат в виде новых продуктов, услуг, знаний. Это позволяет установить четыре самых важных фактора инновационного процесса компании, которые сводятся в так называемый «ромб инновационной активности» ЛАЛУШКИНА Анна Юрьевна
|