11 июл 2013

Фиалкова Валерия Майевна

(Общественный деятель, журналист и писатель, член попечительского совета благотворительного общества «Пилигрим», президент «PURPLEREPUBLIC.RU». Москва, Россия)

 

 

 

«Благотворительные фонды России:

история, состояние и перспективы развития»

 

ИСТОРИЯ

Благотворительность в Росси имеет длинную историю. Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911 год) и князя Игоря (945 год) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в "Повести временных лет". Позже, с принятием христианства большую роль в развитии добровольчества играла церковь. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим.

Большую роль в истории благотворительности в России сыграла Екатерина II: по ее приказу была создана сеть воспитательных домов для «зазорных» младенцев, незаконнорожденных детей, а также для детей-сирот. По указу ЕкатериныII 1 сентября 1763 года был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома".

Это учреждение строили на частные пожертвования граждан.  Екатерина II сама показала пример и в качестве зачина выделила 100 000 рублей из своих средств, а также под ее влиянием Цесаревич Павел выделил 20 000 рублей.

Во времена императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла), было создано  специальное Ведомство. Ведомство, по сути, было органом,  контролирующим деятельность домов презрения, и стало прототипом государственных проектов, которые осуществляют контроль над деятельностью благотворительных обществ.

Мария Федоровна назначила по 9000 рублей ежегодно на содержание грудных младенцев, а также их кормилиц в пользу Опекунского совета.

Большим пожертвованием в дело российской филантропии и благотворительности стал особняк графа Разумовского в Санкт-Петербурге, и присоединенный к нему особняк графов Бобринских, и занимали эти здания до 1917 года.

Работали в Опекунском совете добровольно «без всякого вознаграждения, и по формулировке «из любви к Отечеству и человечеству». Члены опекунского совета знатного «высокого» рода сверх участия, как правило, также и заведовали отдельным благотворительным учреждением, или отделом.   

Церковь в России тоже играла большую, но не главенствующую, ка принято думать,  роль в развитии филантропии и благотворительности в государстве.

Но именно церковью, кроме благотворительности в области детства, были созданы институты, поддерживающие друге незащищенные слои общества. Так было создано «Императорское Человеколюбивое Общество» на пожертвования церкви «от щедрот монашеских». В целом, благотворительность носила в России более светский характер, а частные или общественные пожертвования были намного более значительными, чем пожертвования церкви или государства.  

Законы, регулирующие благотворительную деятельность в России появились в XIX веке

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.

Также в начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В начале ХХ века действовало уже 11400 благотворительных учреждений и 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц.

Благотворительность в СССР не существовала, как факт: в Советском Союзе государство брало на себя благотворительные функции.

 

 В 90-х в России было дано юридическое определение добровольца или волонтер. В статье 5 Федерального закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях было дано такое определение: "Волонтеры — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации".

В 1995 году в Москве в Центре Международной торговли состоялся Форум благотворительных организаций. По данным Госкомстата к началу 2000 года в России было зарегистрировано уже 490000 некоммерческих организаций. Из них 275000 –негосударственные фонды. Совокупный бюджет таких организаций составил примерно 500 миллионов американских долларов. И все же, по сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в России достаточно низок. При этом три четверти молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности в качестве волонтеров. Где-то около 48% молодежи, так или иначе, были вовлечены в деятельность благотворительных организаций. Все же, по числу волонтеров Россия находится по рейтингу в первой десятке в мире на данные 2012-2013 года.

"Концепция долгосрочного социального экономического развития РФ до 2020 года" рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. Согласно ей отдельное внимание будет уделено популяризации идеи добровольчества (особенно среди молодежи). Планируется совершенствование законодательной базы в данной области, а также по вопросам финансирования, стимулирования и развития.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗНОВИДНОСТИ

В России к фондам многие относятся недоверчиво. О деятельности фондов и о регулировании их деятельности государственными органами знают мало. Даже те, кто получал гранты, весьма смутно представляют себе, в чем суть работы фондов, как они устроены, по каким принципам работают. Поэтому возникает большое количество вопросов, обвинения в коррупции, а западные фонды нередко обвиняют в  присвоении средств.  Довольно часто создание фонда чаще всего  - лишь удобная форма для решения задач, мало имеющих отношение к благотворительности. Некоторые организации, зарегистрировавшись как фонд, на деле работают в качестве образовательных или консультационных институтов, ресурсных или исследовательских центров, поддерживающей общественно полезные проекты. Достаточно часто такие фонды либо вообще не являются по-настоящему благодавателями, так как практически решают свои внутренние задачи за счет собираемых средств. Часто небогатые фонды больше ищут средства, финансирование и поддержку, а не выделяют их.  Есть, безусловно, и небогатые фонды, несмотря на небольшие средства, и ведущие деятельность, и успешно поддерживающие свою деятельность. 

Большие фонды, как правило, государственные, или фонды-доноры от крупных фондов, они и реализуют крупные государственные программы. 

В России в качестве иностранных доноров этого типа выступают различные правительственные агентства, а также международные организации. В этой же области работают и секции иностранных посольств и представительство Европейского Сообщества. Часто их деятельность в стране проходит в рамках межправительственных соглашений, что придает таким фондам и программам официальный статус, а также некоторый иммунитет в правовом смысле.

Наиболее крупные проекты и самые большие средства идут в рамках технической помощи через российские правительственные структуры. Но есть и программы, направленные напрямую на развитие гражданского общества, малого бизнеса и социальных институтов малоимущих слоев населения. Кроме крупных программ и грантовых конкурсов зарубежные агентства и посольства нередко организуют культурные и научные обмены, которые крайне необходимы для сохранения культур в условиях современного мира и глобализации.

 

СПОСОБЫ ХИЩЕНИЯ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТСВ

Самое распространенное нарушение законодательства в деятельности благотворительных организаций и способ хищений – это  мошенничество.

Благодаря возможности легально привлекать и в дальнейшем сосредотачивать значительные денежные средства благотворительные организации стали эффективным инструментом хищения бюджетных средств, позволяющим "отмывать" грязные деньги, а также осуществлять финансовые нарушения. Например, наиболее частые методами, по мнению пресс-службы ГУ МВД России по г. Москве, является уклонение от уплаты налогов. Каждая вторая благотворительная организация не предоставляет в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. Также достаточно часто вскрываются данные о существовании в бюджете организации нелегальных «общаков» В результате благотворительные организации являются эффективным инструментом, через которые в настоящее время "прокручиваются", расхищаются  огромные денежные средства. Для сокрытия подобных действий осуществляется запутывание бухгалтерской отчетности, скрываются источники поступления денежных средств, допускаются и иные нарушения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, вследствие чего государству в России причиняется значительный ущерб.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Как утверждает исследование, самым популярным направлением деятельности фондов стала сфера образования, а самым часто встречающимся благополучателем становится образовательное учреждение. В качестве приоритетного, оно присутствует у 58 фондов. Второе место по этому показателю занимает поддержка социально уязвимых групп населения (47 фондов), третье – здравоохранение (42 фонда).
Далее идут развитие НКО-сектора (40 фондов), культура и искусство (39), спорт и здоровый образ жизни (37), наука (33 фонда). Замыкают список направлений деятельности фондов (всего их 13) экономическое развитие (16 фондов) и духовное развитие и религия (13 фондов). Всего на каждый фонд приходится в среднем по 3-4 направления.

Как видим, история России богата собственным опытом становле­ния и развития всех форм благотворительности и филантропии. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур, контролирующий действия благотворительных организаций, а также и создания новых, наиболее соответствующих современ­ным требованиям, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности в России. Поэтому, можно полагать: при условии правильного развития и контроля в России благотворительных обществ, э такой деятельности довольно большая перспектива развития, когда созданные структуры приносят довольно хорошие плоды для процветания  общества в стране, а также для создания благоприятных условий развития внутри страны.

Фиалкова Валерия Майевна