Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
11 июл 2013
Корнев Павел Николаевич (Писатель. Челябинск, Россия) «Роль демографического фактора в кризисе книгоиздания»
Наблюдаемые нами кризисные явления на рынке бумажного книгоиздания будут иметь далеко идущие последствия как для отрасли в целом, так и для социальной обстановки в обществе на протяжении последующих лет. Развлекательная литература как таковая, быть может, и не столь ценна с художественной точки сама по себе, но она прививает культуру чтения, становится ступенькой на пути самосовершенствования человека. О причинах кризиса бумажного книгоиздания и в частности падения тиражей фантастических произведений сломано немало копий; основные моменты, на которых делают акцент специалисты, это: 1. последствия широкого распространения смартфонов, планшетных компьютеров и электронных книг, позволяющих «потреблять» текст в цифровом виде; 2. экономический кризис, привёдший к определённому падению доходов целевой аудитории; 3. неразвитость торговых сетей в регионах и не всегда адекватная ценовая политика книжных магазинов; 4. появление других видов досуга (компьютерные, в том числе онлайновые игры, сериалы, социальные сети и т.д.), менее затратных как в финансовом, так и в интеллектуальном плане; 5. постоянное увеличение наименований печатной продукции и как следствие размывание целевой аудитории (т.н. кризис перепроизводства); 6. общее снижение уровня фантастической литературы, приведшее к переходу части читателей в смежные жанры (историческая и научно-популярная литература и т.д.) При этом никто не рассматривает падение тиражей с точки зрения демографической ситуации в стране. Общеизвестно, что основной читатель фантастики, так сказать «костяк» целевой аудитории, - это учащиеся средних и старших классов и студенты. Фактически, речь идёт о детях и молодёжи в возрасте 12-22 лет, а именно данная демографическая группа в настоящее время в полной мере ощущает на себе негативные последствия спада рождаемости 90-х годов прошлого века. И, если проанализировать изменение вышеуказанной возрастной группы за последние годы, то становится очевидным, что кризис книгоиздания совпал с резким сокращением типичной целевой аудитории фантастической литературы. Наивно было бы утверждать, что кризис обусловлен исключительно данным фактом, но именно он наряду с переходом читателей на электронные носители информации выступил катализатором наблюдаемых нами негативных тенденций. Диаграмма построена на расчётах, сделанных на основе статистических данных по возрастным группам за 2000, 2005 и 2009 годы [источники 1 и 2] Для наглядности эти же данные в процентах к данным за 2000-й год. Что мы видим? По сравнению с благополучными 2000-2005 годами, начиная с 2006 года, наблюдается существенное сокращение численности детей и молодёжи в возрасте от 12-ти до 22-х лет. За восемь лет первого десятилетия этого века «костяк» целевой аудитории фантастики снизился на 5,6 млн. человек или 21%. И как раз в 2008-м году к уже имевшимся негативным факторам, добавился экономический кризис и падение покупательской способности населения, что в совокупности с дальнейшим сокращением снижения целевой аудитории и переходом на электронные носители привело к лавинообразному падению тиражей фантастической литературы. На текущий момент сокращение основной читательской базы по сравнению с 2000-м годом достигло 10,26 млн. человек или 39%! И только сейчас, в связи с изменением демографической ситуации в начале века, наблюдается замедление негативных тенденций и стабилизация читательской базы по численности. В ближайшие годы демографическая группа детей и молодёжи в возрасте 12-22 лет остановится на уровне 56-58% от данных 2000-го года. Можно ли на этом основании сделать вывод, что кризис в скором времени будет преодолен, и профильные издательства и авторы, которые дотянут до 2014-го года, начнут функционировать в нормальном режиме? Вовсе не факт! Помимо демографического фактора на кризисные явления повлияли развитие информационных технологий и резкое повышение доступности смартфонов с большими экранами, планшетных компьютеров и качественных электронных книг. Всё это привело к переходу читателей на электронный контент; электронный контент в подавляющем большинстве случаев контрафактный, пиратский. Пиратская продукция – прямая угроза цивилизованному рынку. Люди, которые скачивают пиратские книги напрямую или косвенно финансируют теневую экономику, привыкают к мысли о том, что бесплатное использование чужой интеллектуальной собственности – это нормально. И отучить человека от «халявы» впоследствии гораздо сложнее, чем изначально направить его по правильному пути. И вот здесь не стоит упускать из виду, что в ближайшие годы целевая аудитория фантастики, молодёжь в возрасте от 12 до 22 лет начнёт стабилизироваться за счёт вхождения в неё детей, родившихся в начале века. Их доля в ближайшие годы начнёт существенно возрастать, и упустить это поколение никак нельзя. Диаграмма построена на расчётах, сделанных на основе статистических данных по возрастным группам за 2000, 2005 и 2009 годы [источники 1 и 2] Если не предпринять незамедлительных мер по ограничению распространения пиратского контента, то вместо увеличения притока новых потенциальных читателей в 2015-2018 годах, мы получим рост потребителей контрафактной продукции. Соблазн «халявы» очень силён, в дальнейшем переломить ситуацию будет чрезвычайно сложно. По сути, мы сейчас приближаемся к ключевой точке; если на ситуацию не повлиять в ближайший год-два, кризисные явления на рынке печатной продукции не только не замедлятся, но и ускорятся. Время остаётся немного. Список используемой литературы: 1. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 2. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. Корнев Павел Николаевич
|