11 июл 2013

Калюжный Дмитрий Витальевич

(Член Союза писателей России.

Г.Люберцы, Московская обл., Россия)


«Культура как основа выживания человеческих сообществ»


Человеческие сообщества всегда стремятся к устойчивости, и в качестве синхронизирующей структуры выступает самая «долгая» из них, а именно культура. Однако другие, более «короткие» внутренние структуры (например, экономика или политика) могут сорвать всю систему с устойчивого режима.

Например, для развития общества нужен определённый уровень образованности населения. Образование – структура средней долготы. И наступает момент, когда «короткой» структуре производства хватает небольшого количества образованных кадров, а ещё более быстрой структуре продаж требуется побольше необразованных дураков - потребителей. Структура образования впадает в кризис и деформируется, а вслед за ней и культура в целом.

Итак, меняя один параметр системы (улучшая его для интересов одной из структур), ухудшаем другой. Это закон эволюции, и его не обойти.

Культура – это целый комплекс приёмов выживания, сложившийся за века в соответствии с существующими в этой местности климатом, природными условиями, внешним окружением, численностью и другими параметрами. Если под влиянием рынка меняется культура, ей вослед последовательно деформируется и всё прочее, включая даже язык и духовные воззрения, – и требуется уже значительное время, чтобы система стабилизировалась на новом уровне.


Разрушение культуры

В ХХ веке началось глобальное подавление «долгих» структур всех стран одной «короткой» – финансами, что повело к переходу системы в иное качество. Польза только финансам, остальное разрушается. В силу дискретности человеческого существования быстро «стирается» культура, носителем которой является каждый человек, а иного параметра, который мог бы стабилизировать систему на более высоком уровне, нет.

Нормально, когда в сообществе каждый заботится о каждом, ставя общее выше личного. А ненормально, когда каждый заботится только о себе, переводя на своё проживание интересы общества и будущего. Эволюция привела к появлению денег, чтобы фиксировать акты дарения. Затем инструмент обмена дарами превратился во владыку мира; сообщества и вообще культура начали разрушаться в угоду «золотому тельцу»… Неестественные средства обмена заменили традиционные способы отношений.

Между тем, человечество и культура его частей, народов, первичны; экономика, а тем паче финансы, вторичны. При этом само человечество вторично по отношению к природе. Если в угоду интересам финансов ведётся разрушение культуры и ликвидация природы, в итоге не останется места ни самим финансам, ни тем, кто так ими озабочен.

«Культура есть основополагающий элемент жизни каждого человека и каждого общества», – эту истину лучшие умы человечества считали аксиомой, по крайней мере, с XVIII века. Но только в 1982-м в декларации межправительственной конференции ЮНЕСКО в Мехико она обрела статус политической формулы, долженствующей влиять на практическую деятельность государств. После долгих препирательств с великими державами сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1986 году узаконила эту формулу.

Но ряд западных стран продолжает игнорировать особенности природной и культурной среды разных стран, исторически сформировавшиеся потребности, чаяния и духовные ценности народов, внося извне не соответствующие их культуре схемы глобализма. Иначе говоря, культуру продолжают давить.

Одновременно произошла революция в сфере коммуникаций: созданы мощнейшие технические средства, позволяющие изничтожать своеобразие культур просто массой посторонней информации. «Всемирное телевидение», «всемирное радио», всемирная паутина – Интернет, наряду со всемирной рекламой и т.д. стали всемирным явлением. Произошло то, что большинство аналитиков называет «американизацией культуры».


Опыт разных стран и Россия

Любое государство может изменяться, сохраняя свою культуру. Так, Китай использует лексику Запада, а опирается на опыт собственной цивилизации. Индия перестала копировать западную демократию и создала свою политическую этику.

Есть страны, где владычествует глобализм и потребительское счастье. Есть и такие, где отстаивают свою самобытность. Но многие страны вошли в полосу «смутного времени», пытаясь установить какое-то неустойчивое равновесие между очевидной каждому потребностью выжить (что обеспечивает культура), и идущими извне разрушительными переменами.

При таком взгляде наш, казалось бы, чисто российский хаос приобретает внутреннюю логику. Страна живёт в состоянии неустойчивого «перемирия».«Потребительского счастья» на всех не хватает. Население приспосабливается, очевидно снижая моральную планку (вандализм, насилие, чисто антигражданское поведение  вроде уклонения от службы в армии). То есть во многих местах люди создают свои маленькие мирки, оторванные ото общей культуры.

Если негативные изменения в стране ускорятся, возможно установление другой стабильности на новом уровне: произойдёт нечто сходное с тем, что произошло с Русью в Средневековье. Тогда вместо единого, централизованного под властью Киева государства вдруг образовалось несметное множество удельных княжеств.


Культура и рынок

Говорят, что «невидимая рука рынка» решит все проблемы. Но всех проблем рынок не решает, потому что он лишь часть экономики, а экономика осуществляется в рамках культуры. Если рынок возвышается над всем остальным, нация становится нежизнеспособной. Почему?

Потому что у культуры и рынка разные цели. Культура нацелена на выживание сообщества и личности через историческую преемственность, когда материальное и духовное достояние одного поколения передаётся другому через воспитание, а время закрепляет переданные от отцов и дедов заветы и блага в наследственные свойства потомков. А рынок нацелен на получение максимально возможной прибыли сегодня, что требует ускоряющегося прожигания природных ресурсов и ведёт к деградации природы и вымиранию всего человечества.

В последние годы образование у нас перевели на изучение вопросов, связанных с адаптацией личности к рынку. Это закрывает возможность осознания подрастающим поколением своего единства с народом, имеющим прошлое и будущее. Исчезло из задач школы формирование общего императива в мировоззрении, положительного духовного мироощущения. Дети не ощущают себя «нашими» («мы» для них конкуренты), и тем более «нашим будущим» (они вне истории народа).

Замена чувства Родины во всём её природном величии на абстрактно-глобальные экологические знания «о загрязнении среды», оторванные от конкретного места жизни, разрушает у юношества понимание Родины как целостного комплекса. Всегда в прошлом люди искали опору в своей природе,  в том, что имело ценность для многих поколений. Поэтому школьное краеведение можно предложить в качестве того рычага, который позволит вернуться к осознанию себя, как части природы во всей её сложности.

Человеку необходимо осознание своей связи с естественным ландшафтом, с природой своей земли. Ему надо дать понятие о главных святынях и духовных ценностях России, о героях и подвижниках духа, правильно сориентировать в понимании необходимости следования лучшим традициям своей семьи, народа. Детям нужно помочь разобраться с правилами взаимодействия с природой (и самим с ними разобраться). Не менее важно вырабатывать уважительное отношение к людям, живущим с нами на одной земле, и к иноземцами.

Иначе – нельзя добиться здоровья нравственного и душевного, которое строится, прежде всего, на уважении к старшим, ко всем членам семьи, уважении к установленному порядку общежития, обеспеченного рачительным ведением своего хозяйства.


Калюжный Дмитрий Витальевич