Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
12 дек 2016
Одувалова А.С. «Возможности жанра фэнтези в формировании самосознания подростков в условиях гуманитарных войн».
Патриотическое воспитание в условиях гуманитарных войн должно быть, на наш взгляд, одним из важнейших этапов воспитательной работы с подрастающим поколением. Главная особенность подростков — чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между возросшей потребностью в самостоятельности и психологическими возможностями. Подростковый и юношеский возраст отличается рядом особенностей, таких как неустойчивость психики, повышенная эмоциональность, вспышки негативизма и чрезмерной агрессии. И в то же время, молодежи присуще обостренное чувство справедливости, поиски идеала, причем, чаще всего, таким идеалом становится сильная личность, человек действия. В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. Рефлексия и самоанализ сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях. Это наиболее благоприятный период для развития национального самосознания и формирования патриотизма. У подростков сильно стремление чувствовать себя чувством группы, «стаи». Из этого складывается не только самооценка подростка, но и его мировоззрение, как основа патриотизма. Д.И. Фельдштейн указывает: «Под влиянием окружающей среды... происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др.». Подростковый возраст – это сензитивный, т.е. наиболее чувствительный, период для формирования самосознания, Я-концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма. Смена социальной ситуации развития провоцирует появление кризиса идентичности в юношеском возрасте. Кризис идентичности выражается в неуверенности, дискомфорте, растерянности личности вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и острой необходимости определить свою роль в новой социально-психологической ситуации. Отсюда вытекают основные потребности, характерные для юношеского возраста – потребности в социальном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, потребности в достижениях. В случае удовлетворения перечисленных потребностей формируются следующие основные новообразования юности: самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности и другие. Следовательно, в подростковом возрасте происходит формирование национального самосознания, и самосознания, а в юношеском возрасте оно получает свое развитие. И в этой ситуации крайне важно проследить, чтобы социальная и этническая идентификация проходила успешно, в русле гражданственности, патриотизма, а не национализма. Безусловно, литература, в том числе и развлекательная, может служить хорошим инструментом для развития патриотических взглядов у подрастающего поколения, что крайне важно в условиях информационных войн. Подрастающее поколение – это наше будущее и необходимо правильно мотивировать подростков, сделать их менее чувствительными к потокам информации в условиях гуманитарных воин, когда идет целенаправленное использование науки, литературы, искусства для достижения различных внешне- и внутриполитических целей без прямого использования военной силы. Проблема литературного образования подростков является одной из актуальных проблем образовательного процесса в целом. Здесь мы не будем поднимать вопрос о том, какой процент школьников можно отнести к активным читателям. Признаем тот факт, что они, эти активные читатели среди подростков и старшеклассников есть. Мы не можем с уверенностью утверждать, что большинство читающей молодежи читает именно жанр фэнтези, но он, несомненно, является одним из самых популярных. Более того, мы с уверенностью можем говорить о том, что читатели фэнтези – это в большинстве своем подростки. В ходе подготовки этой статьи мы провели анализ статистических данных на основании изучения страничек авторов в блогах, на сайте «Самиздат» и тематических групп Вконтакте. Это позволило определить возраст среднестатистического читателя ФиФ (фэнтези и фантастика). Как показал анализ, 50% читателей жанра фантастики и фэнтези составляют люди до 20 лет. Безусловно, ФиФ подразделяется на множество поджанров, течений, направлений, и, если исследовать каждый из них в отдельности мы, возможно, получим немного другие цифры. Однако даже на основе неглубоких исследований мы можем сделать некоторые выводы. Основная масса тех, кто сегодня увлекается литературой жанра фэнтези, это достаточно молодые люди. Их привлекает в этом жанре многое: и фантастические приключения, и экшен, и сильные яркие герои, с которыми они себя идентифицируют, переживая в мечтах невероятные приключения. Фэнтези компенсируют неуверенность подростков, позволяет отвлечься от серой обыденности, погрузившись в яркий фантастический мир. В подростковом возрасте мир предстает в черно-белых красках, без теней и полутонов. Все события делятся на хорошие и плохие, а люди - на «своих и чужих». Свойственное молодежи обостренное чувство справедливости побуждает «своих» оценивать как правых, хороших, а «чужих» – как плохих. Но современная реальность требует от человека не только толерантности - терпимости, но и уважения к чужой культуре, образу жизни, религии, идеологии. Без этого невозможно сосуществование людей на сравнительно не большом пространстве планеты Земля. Именно в подростковом и юношеском возрасте, когда закладываются основы мировоззрения, наиболее значимо формирование этого уважения и принятие чужого, не как злого и опасного, а просто другого. Фэнтези, как никакой другой жанр литературы, способна показать то, что мир не просто черно-белые, мир цветной. И разнообразие культур, традиций, религий делает этот мир ярким и красивым. Исходя из особенностей возраста, мы должны понимать, какое влияние оказывает литература. Молодые люди готовы примерять на себя образы созданных нами героев, в том числе их мировоззрение, их гражданскую позицию. Миф, сказка, рыцарский роман, роман-фэнтези - все они призваны утвердить жизненную позицию личности. А эскапизм, в котором часто обвиняют поклонников фэнтези, является лишь ещё одним гвоздиком в создании стойкой жизненной позиции. Фэнтези не только закаливает человека, придаёт ему стойкость при столкновении с жизненными неприятностями, она ещё и помогает отличить «ложь от сказки, а грязь от правды», что крайне важно в условиях гуманитарных войн. Человек начинает понимать двойственность всего окружающего; он начинает осознавать, что у каждой медали есть две стороны, что нет ничего абсолютного, что у любого зла есть положительные качества, а у добра – отрицательные. Однако, говоря о положительном влияние фэнтези на формирование личностных качеств подростков, не стоит забывать и о ряде отрицательных моментов. Литература жанра ФиФ вся в той или иной степени основана на неких приключениях, как правило, в вымышленной реальности (или нашей реальности, не с неким фантдопущением). Погони, убийства, жестокость на страницах книг, безусловно, присутствуют и оказывают влияние на подрастающие поколение. Особенно опасно такое влияние из-за того, что мир меча и магии позволяет воскресить убитого персонажа, сделать из злодея героя, повернуть время вспять, изменить уже случившееся. То есть, создает у читателя опасную иллюзию, будто нет необратимых последствий и любую ошибку можно исправить, а любое преступление искупить. Потому что, если мы говорим о подростковом фэнтези как явлении, то морально-нравственный аспект в нем, в той или иной степени, учитывается самими авторами. По крайней мере, этого от них требует издатель. С ограничениями можно ознакомиться в соответствующих законодательных актах. Если же мы ведем речь о ФиФ вообще, мы должны учитывать, что события, описанные в книге, могут быть истолкованы проростком превратно. Суммируя вышесказанное, можно отметить, что фэнтези, как жанр литературы, имеет большие возможности в воспитании личностных качеств подростков и патриотического самосознания, прежде всего, в силу популярности у данной возрастной группы читателей. Наша же задача принять желание подростков читать литературу данного жанра, разъяснить спорные моменты и постараться свети к минимуму негативное влияние, о котором мы говорили выше. Таким образом, нам кажется актуальным анализ имеющихся произведений фэнтези литературы для рекомендации к их изучению или формирование условий, в которых авторы будут готовы создавать новые тексты, направленные на формирование патриотического самосознания подрастающего поколения, популяризация этих текстов через СМИ, с целью вызвать интерес у подростков. Как мы уже говорили выше, литература, в том числе литература жанра фэнтези, может быть мощным оружием в условиях гуманитарных войн, позволяющим защитить наиболее уязвимый и чувствительный к информации пласт людей – подростков. Одувалова А.С.
|